Санкции ЕС и США помогут России "национализировать" элиту

Россия продолжает оставаться членом Большой восьмерки. Слухи об исключении Москвы из G8 опровергла Ангела Меркель. Канцлер Германии уточнила: речь идет о приостановке подготовки ведущих стран Запада к проведению саммита Группы восьми в июне 2014 года в Сочи. Никаких других решений не принималось.

Россия продолжает оставаться членом Большой восьмерки. Слухи об исключении Москвы из G8 опровергла Ангела Меркель. Канцлер Германии уточнила: в настоящее время речь идет о приостановке подготовки ведущих стран Запада к проведению саммита Группы восьми в июне 2014 года в Сочи. Никаких других решений не принималось. А накануне в Женеве старейшая в мире международная организация — Межпарламентский союз — отказалась обсуждать резолюцию по Украине. Большинство делегатов попросту не стали голосовать. Слово "санкции" нравится Европе все меньше и меньше.

Санкционные списки США и Евросоюза оказались не совсем идентичны. Но главное даже не то, что в них разные политики и разные фамилии, а то, что Евросоюз не оправдал ожиданий Вашингтона. Глава польского МИД по сути объяснил, почему ЕС не рискнул вводить экономические санкции против России в целом.

"США легче принимать подобные решения. Они далеко. И экономические последствия не столь болезненны. Мы сделали то, что смогли. Но США — с Марса, а мы — с Венеры. Привыкайте", — пояснил польский министр иностранных дел Радослав Сикорский.

То есть за океаном, видимо, полагали, что США ограничатся черным списком, а Европа введет экономические санкции. Но у США с Россией товарооборот 40 миллиардов долларов, у ЕС — 400 миллиардов.

Именно это пытался объяснить польский министр. При этом для Европы было важно сохранить лицо. То есть и какие-то санкции ввести, и не навредить экономическим связям с Россией. Последние дни все эксперты только и заявляли, что санкции против России станут проблемой для всех.

"ЕС — это организация в состоянии полного экономического беспорядка. Евро как валюта не работает, у нее нет такой возможности проявлять девальвационную гибкость отдельно в каждой стране, как это возможно в России с российским рублем. Поэтому, откровенно говоря, все, что происходит в последнее время, — это просто политическое лицемерие наивысшей пробы. Как это вообще можно себе представить, что теперь, к примеру, мы не сможем больше строить самолеты Airbus из-за недопоставок титана или же не будем экспортировать продукцию автопрома на сотни миллиардов евро — и это только из Великобритании и Германии — потому что они предназначены для России?" – задает главный вопрос эксперт по мировым финансовым рынкам Патрик Янг.

При этом для некоторых европейских политиков вообще остается открытым вопрос: а из-за чего санкции решили вводить? Чего такого случилось особенного в Крыму, что теперь за это нужно наказать Россию? Чем Крым отличается от Косово или других мест, ищущих самоопределения?

"В США И ЕС многие забывают о людях, проживающих в Крыму, и того, чего они хотят. Я привел пример референдума о независимости Шотландии, который планируется здесь в Великобритании. И единственная разница между референдумом в Шотландии и референдумом в Крыму заключается в том, что референдум в Шотландии согласован с Лондоном, а референдум в Крыму не согласован с Киевом. И если подумать об этом с точки зрения фактов, получается, что если бы Лондон не согласился с проведением плебисцита, то в таком случае у народа Шотландии нет права на самоопределение?" – удивляется член палаты лордов Великобритании Питер Траскотт.

Путем угроз Россию трудно заставить что-либо делать. Запрет на передвижение чиновников по Европе и США, арест счетов и активов — тоже мера сомнительная.

Еще год назад всех чиновников по закону обязали избавиться от недвижимости и счетов за рубежом. В таком случае получается довольно забавная ситуация: ЕС и Вашингтон фактически помогают российским властям реализовывать российский закон, помогают реализовывать стратегию национализации элит, о которой не раз говорил Путин.

"Я за всю свою жизнь был в Соединенных Штатах раза три-четыре. И честно говоря, у меня нет там никаких неотложных дел. Поэтому я считаю, что это очень комфортная санкция. И никаких проблем я по этому поводу не испытываю", — признался помощник президента России Владислав Сурков.

- То есть, это вас не беспокоит?

"Вообще не беспокоит, — подтвердил Сурков. – Наоборот! Как я уже говорил, я этим горжусь. Я считаю, что это такого рода политический "Оскар" в Америке в номинации "Лучшая мужская роль второго плана".

"Если бы я хотел иметь счета и имущество, я не имею права их иметь, поскольку имею всевозможные допуски, — пояснил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. — Они же это прекрасно понимают, но тем не менее, идут на этот шаг. Это на самом деле эмоциональная такая злая шутка".

Об экономических санкциях всерьез пока заявил только глава французского МИД Лоран Фабиус, который пообещал, что Франция может расторгнуть контракт на поставку в Россию двух вертолетоносцев "Мистраль".

Надо сказать, это тоже сомнительная история. Это даже санкцией не назовешь. Франция откажется от почти двухмиллиардного контракта. Куда она денет недостроенные корабли, которые создавались с учетом русских запросов, неясно.

"Отказ от поставок двух "Мистралей" – это, в принципе, вернуть деньги надо за невыполненную работу, во-первых, и отказаться от финальных платежей и так далее. Насколько это будет способствовать социальному миру во Франции и диалогу профсоюзов французских с правительством, не уверен. И таких примеров довольно много", — подчеркнул заместитель председателя правительства России с 1991 по 1994 годы, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Озвучил Лоран Фабиус и еще одну важную вещь: он призвал англичан отобрать у русских олигархов их активы в Британии. То есть опять получается — французы выполняют поручение российского президента о деофшоризации российской экономики.

Каков может быть результат, понять нетрудно. Русские олигархи наконец-то просто заберут свои деньги из потенциально враждебных экономик. А их там немало, кто бы что ни думал. И первый звоночек уже прозвучал: миллиардер Алишер Усманов продал акции американских IT-гигантов Apple и Facebook (запрещена в РФ) и вложился в китайские технологические компании, пообещав в случае санкций вести расчеты с азиатскими партнерами в рублях, юанях, гонконгских или сингапурских долларах.

"Меня ужасает позиция Лорана Фабиуса, Франции и Европы, которые, на мой взгляд, глупо выступают единогласно вместе с США. Прежде всего я думаю, что исторически Крым русский, с XVIII века, и то, что в 1954 году Крым был передан Украине Хрущевым, — ничего не значит с точки зрения международного права. Все происходило в рамках внутренней политики государства СССР. Крым — русский, там говорят по-русски, там любят Россию, так что это не вторжение России. Дело в том, что Крым действительно сам хочет вернуться в состав России. От этого нельзя просто взять и отмахнуться", — подчеркивает экс-министр по делам молодежи и образования Франции Люк Ферри.

И чтобы было окончательно ясно: санкции — не синоним изоляции. Сегодня, например, шестерка посредников продолжает обсуждать иранскую ядерную проблему. США и Россия участвуют, Иран — тоже.

Генсек ООН выразил надежду, что Россия и Иран поспособствуют решению и сирийской проблемы тоже. Так что санкции-санкциями, но без России — никак. Американцам в том числе.