Юрий Ковальчук: "фактор Путина" помог обществу выбрать правильную сторону

Эксклюзивное интервью "Вестям недели" дал Юрий Ковальчук – один из тех, кто оказался в санкционных списках Запада, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, человек, которого часто заочно цитируют, но который редко появляется в публичном пространстве.

Эксклюзивное интервью "Вестям недели" дал Юрий Ковальчук — один из тех, кто оказался в санкционных списках Запада, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, человек, которого часто заочно цитируют, но который редко появляется в публичном пространстве.

- Юрий Валентинович, насколько повлияли на вас эти санкции?

- Спасибо за предоставленную возможность этого интервью. Я сначала хочу сделать две ремарки в отношении санкций вообще. Обратите внимание, речь шла о точечных санкциях.

- Персональных?

- Да. На меня санкции наложены пока только Соединенными Штатами Америки. Не знаю, как у вас.

- У меня — только Евросоюзом.

- Значит, вдвоем мы — невъездные везде. На самом деле у меня нет ни там, ни там зависимости от каких бы то ни было наложенных санкций. Что же происходит в конечном счете? Санкции, наложенные на банк "Россия", приводят к тому...

- Путин открыл там свой счет, перевел туда свою зарплату?

- Именно так.

- И что с банком стало после этого?

- Представьте себе ситуацию, что какой-то банк имеет какие-то проблемы. Что происходит с этим банком на следующий день? Да из него выносят все. На утро все были готовы к тому, что половину банка просто вынесут. У банка дежурили журналисты, чтобы все снять. Но они сорок минут потоптались и ушли. А когда днем объявили, что Путин открывает счет в банке, банк был наводнен людьми. Причем пришли совершенно разные люди — известные и простые.

- Зачем они туда пришли?

- Они пришли открывать счет в банке "Россия". Мне рассказали, что банк завален письмами. Например, есть письмо от одного военного. Это очень примечательно. Он хочет перевести свою месячную зарплату "в фонд России". Россия написана как страна. Но он-то обратился в банк. Пришла пожилая небогатая женщина, которая собрала все свои сбережения, что бы открыть счет в банке.

- Это дорогого стоит. Это — самая главная поддержка.

- Да. Для банка с 15 миллиардами долларов активов эта пожилая женщина финансово это не значит ничего. Но дело в том, что это стоит дороже, чем любые финансовые вложения. Здесь есть "фактор Путина". И он — безусловен. Дело в том, что люди интуитивно чувствуют, по какую сторону баррикады находится бизнес. На научном языке это называется "национально ориентированные элиты". Вы должны для себя решить, где ваша семья, где ваш дом. Нет, я не против того, что вы можете иметь квартиру за границей или виллу на Лазурном берегу, ради Бога. Вопрос заключается в том, где дом? И дом — это не только деньги, где твоя семья, где учатся твои дети, где они работают и какую спортивную команду ты спонсируешь. Дело в том что, бизнес — разный. Один может держать серьезную команду, клуб Высшей лиги, а другой — дворовую. Это не важно. Вопрос в том, где эта команда находится, — здесь или за пределами твоей страны? И в этом смысле, если вы хотите формировать отношение общества к бизнесу, то вы должны определиться с этим вопросом.

- Что же все-таки произошло на Украине? Бизнес не считал эту страну своей?

- Я — не большой специалист, чтобы обсуждать всю палитру процессов, которые на Украине происходят, но что касается бизнеса, могу сказать. Украина не сумела создать национально ориентированный бизнес, поэтому для многих бизнесменов Украина — это место добывания прибыли, это не дом. Если бы это был для них дом, я имею в виду крупный бизнес Украины, они бы никогда в жизни не устроили то, что там сейчас происходит, потому что в своем доме такое устраивать не будет никто. Не это нужно обсуждать. Нам нужно разбираться в собственных приоритетах, которые мы ставим во главу угла в развитии экономики. Как мы будем развиваться? Каких партнеров мы будем выбирать? Каким образом мы будем защищать интересы собственной экономики в этих процессах? Это повод для серьезного осмысления вообще общей стратегии развития не только экономики, а страны в целом. Мы должны дать себе ответ,до какой степени мы готовы интегрироваться в иную структуру ценностей и в какой степени она нам подходит? Вы меня извините за, может быть, неудачный пример. Но представьте себе, что вы решили улучшить свои жилищные условия и вам подобрали отличную квартиру в новом доме. И вы пришли в кооператив, посмотрели: евроремонт, отличные унитазы — все нравится. Но когда вы подписываете договор, вам сказали, что вы, например, директора этого кооператива критиковать не можете, не можете дружить с соседом слева. В этом случае, думаю, что стоит подумать, сидеть ли на этом дорогом унитазе и бояться критиковать директора или не дружить с соседом, который тебе нравится. Но для этого нужно разбираться. И в этом смысле все то, что происходит сейчас, дает основание и для общества, и для бизнеса, и для государства в целом серьезно заняться самими собой.