Балтийское море - настоящее кладбище кораблей

Балтийское море - это настоящее кладбище кораблей. Только в Калининградской акватории сегодня насчитывается более ста затонувших объектов. Из них большая часть - военные корабли Третьего рейха, которые и до сих пор таят в себе опасность.

Балтийское море – это настоящее кладбище кораблей. Только в Калининградской акватории сегодня насчитывается более ста затонувших объектов. Из них большая часть - военные корабли Третьего рейха, которые и до сих пор таят в себе опасность. С количеством снарядов на дне Балтики не сравнится ни один самый современный склад боеприпасов. Морской ил скрывает сотни тысяч бомб с отравляющими веществами. Десятки немецких барж с химическим оружием на борту были затоплены возле острова Борнхольм и литовской Клайпеды после Великой Отечественной войны.

О морском дне этот человек знает все. Профессор Института океанологии Емельян Емельянов уже много лет изучает Балтику. С группой ученых он доказал: Балтийское море одно из самых загрязненных в мире, но у российских берегов чище, чем в других местах. Уровень радиации в Балтийском море активно отслеживается на протяжении последних семнадцати лет. Своеобразной временной точкой отсчета стала чернобыльская авария. Опять же, по наблюдениям ученых, высокий уровень радиации на Балтике обусловлен, прежде всего, замкнутостью и относительным мелководьем.

Емельян Емельянов, профессор, академик Российской академии естественных наук, говорит: "Первая особенность Балтийского моря – это то, что впадины заполняются сероводородом и дно становится безжизненным. Все живое вымирает, потому что нет кислорода".

В очередную международную экспедицию из Калининграда уходит научное судно "Профессор Штокман". Учёные института океанологии имени Ширшова намерены продолжить исследование дна Балтийского моря. Лаборатории и технические отсеки корабля заставлены компьютерами и гидроакустическими приборами. На дне моря возле калининградского побережья лежат не менее 20-ти кораблей, в которых могут быть опасные грузы.

Насир Юзбеков, начальник отдела МЧС России, говорит: "Наша цель - обнаружить вовремя эти опасности, внести в идентификационный реестр и принять оперативные решения. Очень хотелось подтвердить и идентифицировать те объекты, которые были найдены в 2006 году".

Емельян Емельянов, профессор, академик Российской академии естественных наук, добавляет: "Оболочки бомб и снарядов за 55 лет уже полностью проржавели, и отравляющие вещества вываливаются и распространяются по илу. А рыбаки здесь ловят рыбу. Тралят и растаскивают снаряды и вещества по большей акватории. Сейчас мы выяснили, что опасности для населения эти химические захоронения не представляют. Если их не трогать, то они будут разлагаться еще 100 лет и постепенно растворятся. Ядовитые вещества выделяются, конечно, но мышьяк соединяется с другими минералами. Поэтому в воде этих элементов: кадмия, мышьяка и свинца - очень мало".

Но опасность все же сохраняется. Радионуклиды накапливаются в рыбе. Причем независимо от того, в какой части Балтики идет промысел, уровень радиации везде одинаков. Камбала, сиг, треска, судак – эти сорта считаются наиболее зараженными.

Европейское сообщество вокруг этого шумихи старается не поднимать. Рыбацкие деревушки в Дании, Германии, Швеции и Норвегии сегодня живут за счет рыбного промысла. Но на своей территории они балтийскую рыбку не реализуют, весь улов уходит в восточную Европу, в том числе и в Калининградскую область. А на прилавках Европы Западной по большей части - рыба из "чистой" Атлантики.

Российская Балтика сейчас вызывает огромный интерес и у дайверов. Чтобы погрузиться на дно морское, в Калининград приезжают любители подводного плавания со всей страны. Евгений Вишневский, поныряв в теплых морях, все равно вернулся на берега Балтийского моря. Хоть экзотической живности здесь и нет, но зато особую ценность представляют фотоснимки старых затопленных кораблей.

Евгений Вишневский, дайвер, рассказывает: "Очень много затонувших объектов, эхо войны. И самолеты есть, и боевые корабли, и гражданские. Есть и исторические вещи. Изучено, я думаю, меньше половины, у военных, наверное, есть какие-то секретные данные. То же в польской акватории. В Гданьской бухте очень много затонувших объектов".

В среде дайверов, как и археологов, есть понятие "черный" дайвер. Они специализируются на поиске раритетов, на затонувших кораблях. Особенно гражданских, коих в Балтике множество. Но не гнушаются они, и сдать металлолом. Специальной подводной сваркой разрезают корпуса кораблей и поднимают их на поверхность. От суден, которые затоплены поближе к берегу, по свидетельствам дайверов, уже мало что осталось.

Балтийское море помимо снарядов богато и стройматериалами. На дне залегают карбонатные породы (известь, мел). Ученые доказали и наличие в морском иле золота. Но добывать его пока не рентабельно, слишком уж велики затраты.