На рельсы можно больше не ложиться: транспортная блокада Должиц прорвана

В Псковской области открыли новый железнодорожный маршрут Дно-Леменка. Современный трамвай рельсобус теперь будет останавливаться и в деревне Должицы. Там почти два месяца не было транспортного сообщения, люди от отчаяния ложились на рельсы. Теперь первые пассажиры встречают долгожданный транспорт.

В Псковской области открыли новый железнодорожный маршрут Дно-Леменка. Современный трамвай рельсобус теперь будет останавливаться и в деревне Должицы. Там почти два месяца не было транспортного сообщения. В январе из-за нехватки средств перевозчик отменил все маршруты. Первые пассажиры встречают долгожданный рельсовый автобус. Стоянка длится две минуты. Время в пути до Должиц – полчаса.

Рельсобус – это, по сути, тот же трамвай, который ходит по железнодорожным путям. Только более экономичный: электроэнергии потребляет в разы меньше, чем тепловоз, и вмещает всех желающих. Комфортный вагон жителям пришелся по душе, а вот расписанием движения они недовольны. Из Должиц люди выезжают в половине восьмого утра, а обратно отправляются в 20.28. Да и ходит рельсобус пока только раз в неделю.

"Приедешь и находишься в городе 13 часов, — сетует Людмила Матвеева, жительница деревни Должицы. — У кого квартира в городе, тем хорошо. У нас квартир в городе нет, и нас это не устраивает. А основная масса жителей у нас — деревенские".

Раньше каждый день через Должицы проходили сразу два пригородных поезда. Выбраться в райцентр утром и вернуться домой к обеду можно было в любой момент. Но в январе перевозчик отменил эти маршруты. Причина – убыточность перевозок. По договору с РЖД расходы компании должны покрывать регионы. Псковская область свои обязательства выполнила в полном объеме. А вот Новгородская и Ленинградская, по чьей территории также проходили эти маршруты, платить отказались. Отрезанные от внешнего мира — в деревне нет ни магазина, ни аптеки, ни медпункта — жители Должиц начали останавливать рабочие поезда. Чтобы доставить больную женщину до райцентра им пришлось, в прямом смысле слова, лечь на рельсы.

"У меня горло все отекло и левая половина лица, я сказать слова не могла, — вспоминает женщина, которую спасали селяне. — Мы пришли к поезду, все пошли провожать меня, чтобы остановить поезд. Машинист отказался взять меня. И тогда все люди встали на линию! А если бы не они – то хоть помирай".

С просьбой о помощи жители обращались в самые разные инстанции. Все это время областные власти и лично губернатор области вели активные переговоры с железнодорожниками. В качестве временной меры в Должицы пустили военный "Урал" – единственный доступный транспорт, способный преодолеть бездорожье. Но для пассажиров он был неудобен, да и ходил всего лишь в раз неделю. Вскоре на грузовик тоже посыпались жалобы: машина окончательно разбила то, что раньше называли хоть и плохой, но дорогой. В начале апреля власти и железнодорожники договорились и запустили рельсобус.

"Как раньше в войну говорили: "Дорога жизни нам нужна", — говорит Андрей Турчак, временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области. — Без нее мы пропали. Мы попробуем изменить расписание на более удобное".

Местные жители надеются, что чего-то они дождутся: если не изменений в расписании, то рельсобуса, который пока приходит на станцию Должицы только раз в неделю.