Произведения в традициях древнегреческой трагедии создавались в Греции вплоть до позднеримской и византийской эпохи. Содержание их были чрезвычайно разнообразно, однако основу неизменно составляли мифы о богах и героях, либо исторические факты. Например, базой трагедий Эсхила неизменно служила идея о всемогуществе рока и безуспешность борьбы с ним. На историко-мифологическую основу наслаивались религиозные, политические и психологические мотивы: противостояние свободной воли человека предопределенности, метаморфозы судьбы, бесконечные смены счастья и несчастья, гордость и унижение, любовь к родине и предательство, вера и безверие. Американский драматург Юджин О'Нил был прекрасно образован, а посему осведомлен о тонкостях греческой трагедии, и, судя по всему, она его чрезвычайно интересовала. Не случайно в 1931 году он пишет трилогию "Траур — участь Электры".
На сцене российского РАМТа спектакль по пьесе О'Нила поставил худрук театра Алексей Бородин, сократив название до "Участь Электры". В обрамлении музыки, света, декораций, 3 части — 3 акта — 3 спектакля стали единым целым постановки, сюжет которой можно уместить в одно предложение. Оставив в лазарете раненого сына, именитый герой войны между Севером и Югом возвращается домой, где его очень ждет обожающая дочь и совсем не жаждет видеть жена-изменница. Этого достаточно для тех, кто знаком с древнегреческой трагедией, ибо все происходящее будут наслаиваться на синопсис, известный в веках. Потому, при всей масштабности постановки, "Участь Электры" — праздник театра для посвященных.
То есть для тех, кто знает, что дочь Агамемнона и Клитемнестры Электра — излюбленная героиня греческих трагедий от тех, что сочиняли Софокл и Нврипид. Дочь, не сумевшая спасти отца от заговора матери с любовником Эгисфом, но уберегшая младшего брата Ореста из жалости, любви и — ради мщения убийцам. Сгорающую в ненависти сущность свою Электра кладет на алтарь мести. Но губит не себя — из великой страсти она, не замечая того, подталкивает к краю бездны брата, уничтожает окружающий мир, а сама становится все более похожа на мать, которую так ненавидит и презирает.
Впрочем, это уже мотивы рамтовскогого спектакля. Оказывается, совершенно невозможно говорить о современном театре, не соединяя его с многовековыми традициями. Ведь даже древнегреческие маски оказались уместными в сегодняшнем представлении, но в особой интерпретации. В первую очередь, в этом заслуга режиссера, соединившего, казалось, непересекающееся настолько, что ни одна психологическая линия или политическая подоплека, использованные О'Нилом и переработанные Бородиным, не утратили своей актуальности до сего дня.
Современны и чрезвычайно оригинальны в своей античной идентичности и декорации, костюмы, музыка. Костюмы исполнены в спорном, но модном сегодня стиле безвременья: большая их часть, определенно соотносится с Америкой конца 19 века, но нет-нет, да и мелькнет короткая юбка, несуразная расцветка, неподходящее случаю обмундирование. Все это должно, просто обязано провести незримую соединяющую линию сквозь века, напомнить современному человеку, что у него есть исторические корни. И с ними невозможно не считаться. Тем, для кого намек слишком эфемерен, о преемственности кричит единственное яркое пятно среди темных, бесформенных, почти уродливых платьев — изумрудный наряд матери. Точно такой же цвет и фасон выберет для себя дочь, когда окончательно уверится в том, что она — свободная от семейных уз и временных условностей личность.
Еще более интересны декорации, они явно претендуют на роль отдельного и очень важного героя постановки. Панели, обтянутые черным, — трансформеры, мгновенно превращающие сцену в парадные залы, сад с аллеями, кабинет и даже судно. Дом, привычно являющийся символом надежности, основательности, надежд, в "Участи Электры" нервный, скрывающий страшные тайны, мрачный и безысходный персонаж. Всем своим видом демонстрирующий, намекающий на то, что в одном предложении описал Андерсен: "Позолота вся сотрется, свиная кожа остается".
Среди навевающих тревожные мысли декораций мечутся, бьются, стараясь достучаться до зрителя, музыка и световое решение. Три часа под полной желтой луной — повод задуматься о том, в какой ситуации каждый раз, снова и снова оказывается Электра. Это трудное и нелицеприятное занятие, на которое подвигает своего зрителя Алексей Бородин. Выдержать напряжение почти невозможно, его "Участь Электры" напоминает — театральное искусство не развлечение, а погружение внутрь непознанного.
Не случайно трагическая сага "Участь Электры" выдвинута на соискание премии "Золотая Маска" сразу в пяти номинациях: "Спектакль большой формы", "Работа режиссера" (Алексей Бородин), "Лучшая женская роль" (Мария Рыщенкова), "Работа художника" (Станислав Бенедиктов), "Работа художника по свету" (Андрей Изотов).
Церемония вручения наград состоится 18 апреля в Большом театре, так что участь "Участи Электры" можно будет узнать совсем скоро.