"Участь Электры" решится на "Золотой маске"


РАМТ

Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин поставил на сцене родного театра спектакль по трилогии О'Нила до "Участь Электры". Оглушительный успех постановки принес ей пять номинаций премии "Золотая Маска". Торжественная церемония вручения наград состоится 18 апреля в Большом театре.

Произведения в традициях древнегреческой трагедии создавались в Греции вплоть до позднеримской и византийской эпохи. Содержание их были чрезвычайно разнообразно, однако основу неизменно составляли мифы о богах и героях, либо исторические факты. Например, базой трагедий Эсхила неизменно служила идея о всемогуществе рока и безуспешность борьбы с ним. На историко-мифологическую основу наслаивались религиозные, политические и психологические мотивы: противостояние свободной воли человека предопределенности, метаморфозы судьбы, бесконечные смены счастья и несчастья, гордость и унижение, любовь к родине и предательство, вера и безверие. Американский драматург Юджин О'Нил был прекрасно образован, а посему осведомлен о тонкостях греческой трагедии, и, судя по всему, она его чрезвычайно интересовала. Не случайно в 1931 году он пишет трилогию "Траур — участь Электры".

На сцене российского РАМТа спектакль по пьесе О'Нила поставил худрук театра Алексей Бородин, сократив название до "Участь Электры". В обрамлении музыки, света, декораций, 3 части — 3 акта — 3 спектакля стали единым целым постановки, сюжет которой можно уместить в одно предложение. Оставив в лазарете раненого сына, именитый герой войны между Севером и Югом возвращается домой, где его очень ждет обожающая дочь и совсем не жаждет видеть жена-изменница. Этого достаточно для тех, кто знаком с древнегреческой трагедией, ибо все происходящее будут наслаиваться на синопсис, известный в веках. Потому, при всей масштабности постановки, "Участь Электры" — праздник театра для посвященных.

То есть для тех, кто знает, что дочь Агамемнона и Клитемнестры Электра — излюбленная героиня греческих трагедий от тех, что сочиняли Софокл и Нврипид. Дочь, не сумевшая спасти отца от заговора матери с любовником Эгисфом, но уберегшая младшего брата Ореста из жалости, любви и — ради мщения убийцам. Сгорающую в ненависти сущность свою Электра кладет на алтарь мести. Но губит не себя — из великой страсти она, не замечая того, подталкивает к краю бездны брата, уничтожает окружающий мир, а сама становится все более похожа на мать, которую так ненавидит и презирает.

Впрочем, это уже мотивы рамтовскогого спектакля. Оказывается, совершенно невозможно говорить о современном театре, не соединяя его с многовековыми традициями. Ведь даже древнегреческие маски оказались уместными в сегодняшнем представлении, но в особой интерпретации. В первую очередь, в этом заслуга режиссера, соединившего, казалось, непересекающееся настолько, что ни одна психологическая линия или политическая подоплека, использованные О'Нилом и переработанные Бородиным, не утратили своей актуальности до сего дня.

Современны и чрезвычайно оригинальны в своей античной идентичности и декорации, костюмы, музыка. Костюмы исполнены в спорном, но модном сегодня стиле безвременья: большая их часть, определенно соотносится с Америкой конца 19 века, но нет-нет, да и мелькнет короткая юбка, несуразная расцветка, неподходящее случаю обмундирование. Все это должно, просто обязано провести незримую соединяющую линию сквозь века, напомнить современному человеку, что у него есть исторические корни. И с ними невозможно не считаться. Тем, для кого намек слишком эфемерен, о преемственности кричит единственное яркое пятно среди темных, бесформенных, почти уродливых платьев — изумрудный наряд матери. Точно такой же цвет и фасон выберет для себя дочь, когда окончательно уверится в том, что она — свободная от семейных уз и временных условностей личность.

Еще более интересны декорации, они явно претендуют на роль отдельного и очень важного героя постановки. Панели, обтянутые черным, — трансформеры, мгновенно превращающие сцену в парадные залы, сад с аллеями, кабинет и даже судно. Дом, привычно являющийся символом надежности, основательности, надежд, в "Участи Электры" нервный, скрывающий страшные тайны, мрачный и безысходный персонаж. Всем своим видом демонстрирующий, намекающий на то, что в одном предложении описал Андерсен: "Позолота вся сотрется, свиная кожа остается".

Среди навевающих тревожные мысли декораций мечутся, бьются, стараясь достучаться до зрителя, музыка и световое решение. Три часа под полной желтой луной — повод задуматься о том, в какой ситуации каждый раз, снова и снова оказывается Электра. Это трудное и нелицеприятное занятие, на которое подвигает своего зрителя Алексей Бородин. Выдержать напряжение почти невозможно, его "Участь Электры" напоминает — театральное искусство не развлечение, а погружение внутрь непознанного.

Не случайно трагическая сага "Участь Электры" выдвинута на соискание премии "Золотая Маска" сразу в пяти номинациях: "Спектакль большой формы", "Работа режиссера" (Алексей Бородин), "Лучшая женская роль" (Мария Рыщенкова), "Работа художника" (Станислав Бенедиктов), "Работа художника по свету" (Андрей Изотов).

Церемония вручения наград состоится 18 апреля в Большом театре, так что участь "Участи Электры" можно будет узнать совсем скоро.