144-я годовщина Ленина. Реплика Максима Соколова

К очередному дню рождения В. И. Ульянова-Ленина Левада-центр провел всероссийский опрос, из которого явствует, что большинство граждан оценивает роль Ленина в отечественной истории как положительную.

К очередному, 144-му, дню рождения В. И. Ульянова-Ленина Левада-центр провел всероссийский опрос, из которого явствует, что большинство граждан оценивает роль Ленина в отечественной истории как положительную. Целиком положительной роль Ленина считает 13%, скорее положительной — 38%, в сумме к позитивным отзывам склоняется 51%. Большинство не только относительное, но даже и абсолютное.

Тогда как резко отрицательно оценивают Ленина 5%, скорее отрицательно — 21%. В сумме -- 26%, то есть в два раза меньше. Плюс к тому 23%, почти четверть, внятного мнения об Ильиче не имеют.

Сперва можно было бы предположить, что такой положительный баланс связан с событиями последних месяцев. Управляемая Лениным молодая советская республика так же подвергалась санкциям, причем куда более жестким, чем нынешние, что, однако, не помешало Ленину к концу его правления, т. е. к 1922 г., вернуть под власть Москвы большую часть Российской Империи. За вычетом Прибалтики, Финляндии, царства Польского и западных областей Белоруссии и Украины получилось почти как при государе императоре. А идея восстановления былых границ нынче популярна.

С другой стороны, правда, именно Ленин, исходя из своих сиюминутных соображений, прирезал к Украине ее нынешние юго-восточные области. Этот ленинский дар спустя почти век привел к нынешним конфликтам, и весьма серьезным. Так что восстановление империи при Ленине сопровождалось одновременным закладыванием мин замедленного действия. Что уже не так способствует благодарности потомства.

Впрочем, сличение текущего опроса с аналогичными опросами, проведенными в 2012 и 2006 годах, показывает, что нынешний украинский кризис мало повлиял на отношение к Ленину. В 2012 г., когда нынешние события на Украине не могли присниться даже в дурном сне, все равно положительно относились к Ильичу 49% опрошенных, отрицательно — 30%. Разница между мирным 2012-м и не совсем мирным нынешним — в пределах социологической погрешности. То есть, дело не в Украине.

Реально серьезные подвижки в отношении к Ленину произошли в предшествующие годы. В 2006 г. к нему положительно относилось только 40%, сегодня 51, отрицательно относилось 36%, сегодня только 26. Сдвиг на 10 пунктов — это уже более серьезно. Причем сдвиг произошел сам собой, совершенно без участия политиков. Даже КПРФ, если и хвалила Ленина, то чисто ритуально, по табельным датам, забывая о ленинском наследии на следующий день. Действующая власть вообще не поминала его никак — ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Преподавание истории у нас известно какое, так что юных ленинцев наши школы тоже никак не производили в товарных количествах.

Вероятно, все более благосклонной оценке Ленина способствовало как раз все большее забвение конкретных обстоятельств его правления. Ведь эти обстоятельства были, мягко говоря, неоднозначными. Небывалая в своей лютости гражданская война, голод, тюрьмы, трупы. Но дело забывчиво, а тело заплывчиво. В массовом сознании никак особо не упоминаемый Ленин превратился просто в одного из правителей России. В очередного царя. К царям вследствие общеконсервативной тенденции у нас вообще относятся положительно — хоть к Александру II, хоть к Брежневу, хоть к стоящему где-то между ними Владимиру Ильичу.

Наверное, это естественный процесс. Когда споры о личности правителя утихают, а за давностью лет его добрые и злые дела помнятся все меньше, остается только строчка в хронологической таблице. Народ у нас добрый, а также ленивый и нелюбопытный, со строчкой в таблице воевать мало охотников.