В Петрозаводске испытали уникальный контейнер для ядерных отходов

Росатом создал уникальный контейнер для транспортировки ядерных отходов. Капсула может хранить в полтора раза больше отработанного топлива, чем все существующие аналоги, и выдерживает падение с высоты в 10 метров. Испытания контейнера проходили в Петрозаводске.

Росатом создал уникальный контейнер для транспортировки ядерных отходов. Капсула может хранить в полтора раза больше отработанного топлива, чем все существующие аналоги, и выдерживает падение с высоты в 10 метров. Испытания контейнера проходили в Петрозаводске.

Многотонная металлическая крышка больше напоминает деталь космического корабля, который только что разгерметизировали. На "Петрозаводскмаше" — одной из производственных площадок корпорации "Росатом" — завершились испытания нового отечественного контейнера для транспортировки отходов ядерного топлива.

"Испытания прошли успешно. Поэтому сейчас мы уверенно можем сказать, что контейнер готов к серийному производству", — говорит руководитель проекта Юрий Кириллов.

Его накачивали азотом и гелием, чтобы проверить на микротрещины, а перед этим изрядно встряхнули. 150-тонную капсулу сначала бросили с высоты в девять метров под углом в 25 градусов — именно в таком положении контейнеру можно нанести максимальный вред, — а затем уронили еще раз — на острый штырь.

Внешняя защитная оболочка, конечно, изрядно повреждена, но содержимое осталось целым и невредимым. Кассеты для ядерного топлива с легкостью извлекают из специальной решетки. Это значит, что после ударов конструкция не деформировалась ни на микрон.

Чтобы разработать эту конструкцию, инженерам и ученым понадобилось четыре года. В итоге — десяток патентов на изобретения, начиная от уникального сплава чугуна с шаровидным графитом и заканчивая различными соединительными узлами.

"Конструкция получилась действительно весьма не металлоемкая, значит, не энергоемкая в своем производстве, и тем самым себестоимость изготовления данного контейнера получилась вполне приемлемой", — говорит участник научной группы проекта Евгений Тихонов.

К тому же его вместимость в полтора раза больше, чем у существующих ныне аналогов. Кроме того, это единственный контейнер, который сможет обслуживать АЭС на быстрых нейтронах. Такие станции существуют пока только в России, но, учитывая сокращение запасов урана, вопрос об их внедрении уже решен.

Специалисты убеждены: за атомными станциями на быстрых нейтронах — будущее. Главный аргумент — возможность повторного использования отработанного ядерного топлива, для транспортировки которого как раз и нужны такие контейнеры. Но ТУК-146 хорош еще и тем, что подходит для традиционных АЭС. Словом, как ни крути, вещь получилась нужная.