Навигация-2014 на Волге будет сложной

На Верхней Волге открылась грузовая навигация. Первым шлюзы Городецкой ГЭС прошел теплоход "Волго-Дон", направляющийся в Череповец. Всего же в ближайшие дни на реку выйдут около 200 судов местного пароходства.

На Верхней Волге открылась грузовая навигация. Первым шлюзы Городецкой ГЭС прошел теплоход "Волго-Дон", направляющийся в Череповец. Всего же в ближайшие дни на реку выйдут около 200 судов местного пароходства.

Для речников ворота Городецкого шлюза — символическая середина Волги. С их открытием открывается главный водный коридор страны, по которому суда с Севера проходят в любые порты Каспия и Средиземноморья.

Открывать навигацию Николай Гуляев считает за честь, в биографии капитана она 42-я по счету, а в истории старейшего на Волге пароходства — 171-я. Планы по перевалке грузов грандиозные, речные склады переполнены и ждут с нетерпением.

Капитана сухогруза беспокоит отсутствие большой воды в реке. Прямо по курсу — два водохранилища, Горьковское и Рыбинское. Их всегда называли морями, но сегодня точнее сказать, что это край исчезающей воды. Уровень Волги в этом районе меньше, чем был в самом маловодном 1922 году.

Глубина — один метр девяносто сантиметров, а сухогрузу, даже пустому, нужно, как минимум, 2,5 метра. Вода из реки уходит из-за ранней и неожиданно теплой весны, обычно в это время на ней еще лед. Кроме того, зимой было слишком мало снега, и в итоге к лету получается "разрыв реки" — так на профессиональном языке судоводителей называется вынужденный простой судов в ожидании подъема воды.

Капитаны уже стоят в речной очереди, смельчаков, которые рискнули бы "перепрыгнуть" обмелевший участок, пока нет. Связь со всеми судами сейчас поддерживается в усиленном режиме. На борьбу с будущими экономическими потерями брошены все силы Федерального агентства морского и речного транспорта, работает чрезвычайный штаб. В настоящее время гидроузлы прекратили сброс воды и работают на накопление ресурсов, водолазы тралят дно на проблемном участке, но воды в Волге больше не становится.

От низкого уровня воды страдают не только сухогрузы. Чтобы не потерять туристов, пассажирским теплоходам теперь придется менять маршруты круизов. От Санкт-Петербурга на юг в этом году рекой не добраться, так что рассчитывать можно только на кроткие рейсы — от Питера до Городца и от Нижнего Новгорода до Астрахани.

Вопрос о том, когда же пойдут долгожданные дожди, словно повис в слишком теплом для конца апреля воздухе. Отправляясь в первый рейс, речники надеются только на чудо. Прогнозы синоптиков пока неутешительны: лето будет жарким.