Эксперты считают спорной идею о контролерах-частниках в электричках


фото ИТАР-ТАСС

Ловить зайцев в подмосковных электричках скоро, возможно, будут контролеры из частных организаций. Некоторые эксперты считают эту идею спорной, поскольку не понятно, кто и как этих контролеров будет обучать и проверять. Другие считают, что это нововведение повысит эффективность борьбы с зайцами.

Ловить зайцев в подмосковных электричках скоро, возможно, будут контролеры из частных организаций. Оператор подмосковных электричек "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (МТППК) нанимает предпринимателей, чтобы они помогали штатным контролерам собирать деньги с безбилетников.

Как сообщалось ранее, их доход будет зависеть от производительности. Если такой контролер-частник сможет собрать за месяц 220 тысяч рублей с граждан, нарушающих правила проезда, он получит 38% от этой суммы. Причем, контролеры-частники смогут не только штрафовать зайцев, но и ссаживать их с поезда.

Пока что официальной информации обо всем этом нет – есть только сообщения в СМИ со ссылкой на источник в МТППК. Однако эта инициатива уже вызвала интерес у экспертов. Ведущие радиостанции "Вести ФМ" побеседовали о ней с председателем Союза пассажиров Кириллом Янковым.

Для начала он пояснил, что Московско-Тверская пригородная компании – это открытое акционерное общество. "Поэтому, с правовой точки зрения, не суть важно, кто там осуществляет контроль – представитель акционерного общества или индивидуальный предприниматель. Он все равно не представляет государство", – отметил эксперт. И все же, эта инициатива показалась ему довольно странной.

"Во-первых, контролеров надо отбирать по их психологической устойчивости, по их способности к постоянной работе с людьми. Это очень стрессовая работа. Их надо обучать, их надо периодически тестировать и проверять. В штате пригородной компании все это можно делать, но если это индивидуальный предприниматель – аутсорсинг – как быть? Вот где я вижу основную проблему с частниками в роли контролеров", – сказал Кирилл Янков.

Хотя, другой эксперт пояснил газете "Известия", что привлечение к контролерской работе частников оправдано хотя бы потому, что у них есть финансовый стимул выполнять свою работу добросовестно. "Достаточно сложно материально заинтересовать контролеров выполнять работу по проверке билетов добросовестно. Выездные инспекции показали, что фактически к группе контролеров необходимо приставлять еще одну группу — проверяющих, которая уже будет непосредственно их контролировать", — отметил руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его мнению, привлечение частных компаний снизит экономические расходы МТППК на содержание штата.

Между тем, зайцы не только в финансовом плане наносят убытки железнодорожным перевозчикам. Мало того, что из-за безбилетников перевозчики недополучают ежегодно 4 миллиарда рублей, из-за них транспортные власти не имеют четкого представления о том, сколько вообще народу ездит пригородными поездами. Поэтому им сложно представить, сколько на самом деле нужно поездов для полноценного обслуживания пассажиров.