Луганск берет обладминистрацию, а в Донецке снимают ставленников Киева

На юго-востоке Украины под контроль сил самообороны переходят новые города. Сегодня в Луганске противники евромайдана заняли здание обладминистрации. Они требуют от киевских властей проведения референдума о статусе области и прекращения военной операции в восточном регионе.

На юго-востоке Украины под контроль сил самообороны переходят новые города. Сегодня в Луганске противники евромайдана заняли здание обладминистрации. Они требуют от киевских властей проведения референдума о статусе области и прекращения военной операции в восточном регионе.

И сегодня сразу пять городов по направлению Донецк — Луганск встали под флаги Донецкой народной республики. Чтобы не допустить провокаций ультранационалистов, на улицы городов вышли народные патрули.

Ровно в два часа многотысячная демонстрация от здания СБУ направилась к областной администрации. Люди хотят лично спросить у губернатора Михаила Болотских — когда будет проведен референдум. Толпа скандирует: "Вставай, Донбасс!"

На пороге администрации люди требуют переговорщиков, но с той стороны — тишина. Говорить с людьми некому, двери закрыты и забаррикадированы, даже спилили ручки. Чаша терпения переполнилась, и полетели стекла. Сначала на дверях, но прорваться через баррикады невозможно. На окнах — на скорую руку сваренные решетки из арматуры. На всех — кроме одного. Когда люди стали проникать внутрь, послышались взрывы светошумовых гранат.

Первые несколько сот активистов самообороны уже внутри, но двери центрального входа все не открываются. В фойе держат оборону вооруженные милиционеры. Через узкую щель их уговаривают не стрелять.

Подталкиваемые толпой, толстые плиты, преграждавшие путь, все же вынесли. Выстрелы так и не раздались. Тысячи людей хлынули в здание. Но этажи и коридоры оказались пусты. Как по команде, первым делом все отправились в кабинет губернатора. Здесь, в приемной, идут переговоры с милицией, а кабинет губернатора стоит пустой и опечатанный. Главу города эвакуировали.

Во время переговоров с командирами активисты выяснили, что здание охраняют пятьсот полностью экипированных и вооруженных милиционеров. Когда начался штурм, они заперлись в кабинетах на верхних этажах, но готовы были сдаться, при условии, что у них не будут отбирать оружие. Активисты приняли условия сдачи.

Весь личный состав, охранявший здание, вывели во внутренний двор. Оружие, как и обещали, забирать не стали, и позволили уехать в расположение. Когда активисты самообороны поняли, что здание под полным контролем, стали решать, что делать дальше. "Мы же пришли поговорить, никого не нашли, в здании не заинтересованы. И удерживать его не собираемся", — говорит Алексей, представитель штаба армии Юго-Востока.

Но, судя по тому, что над зданием уже появились флаги армии Юго-Востока и российские стяги — уговорить активистов покинуть здание будет непросто. Впрочем, сменив власть в соседней станице Луганской, сторонники федерализации не стали блокировать райадминистрацию. Местные жители и несколько десятков активистов самообороны потребовали собрать вещи киевского ставленника. Назначенный на должность несколько месяцев назад, он явно не пользуется народной любовью. "Мы знаем, тебя Турчинов поставил. Ты с народом?", — вопрошают у него представители самообороны. "Нет, я поддерживаю ту власть, которая сейчас и есть", — отвечает тот.

На Украине сложилась такая система, при которой вся властная вертикаль, начиная от губернаторов заканчивая главами райадминистраций, назначается из Киева. Но, если раньше это был хотя бы законно избранный президент, то сейчас самопровозглашённый Турчинов. А люди здесь, на Юго-Востоке, хотят выбирать власть самостоятельно. "Сам напишешь заявление, или тебя вывести с позором?" — грозно вопрошают активисты Юго-Востока. "Да чего вы хотите, подождите", — робко пытается возражать чиновник. "Уходи, нас майдан уже приучил, как это делается. Им там можно, а нам, что, нельзя?" — отвечают ему.

Милиция в процесс отстранения от власти киевского ставленника не вмешивалась. Тут же, на площади, избрали нового, народного главу. "Кто за избрание Болотова?" — раздается голос. Сразу же поднимается лес рук.

Впрочем, пока Валерий Болотов не собирается занимать кабинет губернатора, назначенного из Киева, и продолжит руководить сторонниками федерализации из своего штаба в СБУ.

* * *

Спорткомплекс "Олимпийский" — это самый центр Донецка. Предположить, что 2 тысячи человек останутся тут незамеченными, особенно если начнут выкрикивать неонацистские лозунги — нереально. Организаторы явно хотели, чтобы их обнаружили и, учитывая ненависть Донбасса к фашизму в любых его проявлениях, встретили жестко. Провокации мог помешать разве что дождь, но вчера погода была хорошей. Вместо раскатов грома взрывались шумовые гранаты, прохожих забрасывали петардами.

Похоже, основной целью молодчиков было привлечь как можно больше внимания. Они бьют людей направо и налево, пострадавшим прямо на улицах начинают оказывать помощь. Но агония длится недолго. Ополченцы отвечают адекватно. С использованием тех же дубинок и прутьев. И вот тут телекамер вокруг становится больше. "Это нужно для картинки, для заграницы, показать какие мы воинствующие, какой кровавый Путин, который тут чуть ли не по утрам раздает команды", — говорит начальник пресс-центра временного правительства Донецкой народной республики Александр Хряков.

После окончания съемки радикалы разбежались по дворам. Пятерых членов "Правого сектора" (запрещена в РФ) задержали. При себе у них нашлось оружие. Анализ телефонов показал обилие фашистских символов. После допроса молодчиков передали в руки правоохранителей. Но, в общем и целом, провокация сработала. В эфире национального канала события в Донецке показали как всегда — люди всех национальностей, живущие в Донецке, хотят единой Украины, а какие-то 150 сепаратистов ставят палки в колеса.

Ложь с экрана стала главной причиной, по которой накануне в Донецке захватили телецентр и переключили эфир местного канала на вещание "России 24". С директором, Олегом Джолосом, пытались вести переговоры по изменению редакционной политики, но тщетно. "Решением совета Донецкой народной республики от 29 апреля, вы прекращаете полномочия директора государственной телерадиокомпании", — сообщают ему.

150 сепаратистов, о которых говорят украинские политики, тем временем подняли на ноги весь Донбасс. Каждый день на карте появляются все новые очаги борьбы за референдум. Пустых мест почти не осталось. "Доброполье — там сейчас проблема, Красноармейск. То есть вот этот куст, где сидят наемники-американцы, на хаммерах там ездят, вот там пока еще не восстали", — сообщают ополченцы.

Но то, что война с народом по сути проиграна, косвенно признали далеко за пределами Украины. Евросоюз сегодня пополнил черные списки неугодных, в нем шесть фамилий руководителей Донецкой республики. "У них уже тройные стандарты пошли, двойные закончились. Гримасы демократии становятся все более и более перекошенными", — отмечает Андрей Пургин, сопредседатель временного правительства ДНР.

Для ополченцев, которых Киев в упор не видит, признание Евросоюза — это честь. "Сразу возникла гордость за то, что все, что мы делаем, мы делаем правильно, — говорит заместитель командира народного ополчения Донбасса Сергей Цыплаков. — И если уж европейцы это оценили, то еще пару таких санкций, и им придется сначала признать республику де факто, а потом де юре. Мечтаю попасть в американский список".

И, похоже, что из стихийной оппозиции, рожденной на свет огульными действиями новых киевских властей, народ все крепче берет в свои руки управление родной землей. В Краматорске назначен новый начальник милиции из числа ополченцев. Им стал 30-летний сотрудник уголовного розыска. Приказ о своем назначении, подписанный руководителем самообороны Славянска, он зачитал сам.