Мотор для "Ангары": "Вестям" показали сердце ракеты

НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко отмечает 85-летие. История предприятия началась в мае 1929 года. Тогда молодой конструктор Валентин Глушко в газодинамической лаборатории собрал первые ракетные моторы. На двигателе "Энергомаша" отправится в свой первый полет и ракета "Ангара".

Старт ракеты для космонавтов – начало долгожданной орбитальной командировки. Однако, как устроено то, что каждый раз отрывает их от Земли и возносит в космос, в деталях не знают даже они. Сердце ракеты надежно скрыто под железной оболочкой.

"Это вот рабочая лошадка всего и вся, всей нашей космонавтики", — демонстрирует ракетный двигатель экскурсовод.

Прославленный РД-107 — двигатель, который выводит на орбиту пилотируемые "Союзы". Сегодня у космонавтов есть редкая возможность потрогать его.

"Изучали на начальных этапах нашей подготовки космонавтов, на общекосмической подготовке, но изучали двигатели поверхностно. Тем не менее, вот так близко мы еще, я еще, к нему не подходил", — признается в музее "Энергомаша" Герой Росии, летчик-космонавт Роман Романенко.

Таких звездных экскурсий в опытно-конструкторском бюро "Энергомаш" не было давно, еще со времен первого звездного отряда. В честь юбилея завода, сделали исключение. В эти дни кузнице ракетных моторов исполняется 85 лет.

"Во время войны тяга двигателя составляла максимум 1-2 тонны", — отмечает экскурсовод музея "Энергомаша".

История "Энергомаша" началась задолго до Великой Отечественной, в мае 1929 года. Тогда конструктор-двигателист Валентин Глушко в Газодинамической лаборатории создавал первые ракетные двигатели, способные поднять в воздух лишь двести килограммов. Но после войны развитие ракетного моторостроения пошло семимильными шагами.

"Работали над такой конструкцией двигателя: это называется ЭД-40. Экспериментальный двигатель с тягой 7 тонн", — показывает главный конструктор НПО "Энергомаш" Владимир Чванов.

Этот двигатель дал рождение легендарному РД-107, без которого не было бы первого спутника, не полетел бы в космос Гагарин, на Луну не доставили бы "Луноходы". Его модернизированный собрат и сегодня трудится на благо космонавтики, отрывая от Земли ракету "Союз".

Справка:
"Союз" – трехступенчатая ракета среднего класса.
Длина – 49 метров, масса – 310 тонн, полезная нагрузка – 7 тонн.

От Земли ее отрывают двигатели РД 107/108, каждый массой в тысячу килограммов, длиною 3 метра и мощностью в 5,5 тысяч лошадиных сил.

Двигатели "Энергомаша" установлены на первых ступенях всех известных российских ракет. Не обходятся без них и зарубежные пуски. Четверть века назад, будучи еще заводом оборонно-промышленного комплекса, "Энергомаш" вышел на международный рынок.

"И мы стали участвовать в конкурсе на двигательную установку для модернизированной ракеты-носителя Atlas. Наш большой опыт и привлекательные ценовые условия позволили одержать победу в этом конкурсе. И с тех пор, начиная с 1994 года, мы разрабатывали двигатели, а с 2000 года поставляли двигатели РД-180", — отмечает заместитель главного конструктора по науке НПО "Энергомаш" Петр Левочкин.

Справка:
Atlas — семейство американских ракет-носителей среднего и тяжелого класса. Средняя длина 53 метра, масса, в зависимости от модификации, от 200 до 600 тонн. От Земли их отрывают четырехметровые двигатели РД-180, каждый мощностью в 144 тысячи лошадиных сил.

Пятитонное "ракетное сердце" – двигатель РД-180. Чтобы его полностью собрать, работникам завода требуется месяц. Затем неделя на огневые испытания и еще месяц, чтобы проверить насколько все прошло успешно.

Только после этого двигатель получает формуляр. Проще говоря, технический паспорт, с которым отправляется заказчику.

Очередной РД-180 упаковывают в контейнер, чтобы защитить от ударов и пыли. Выгрузка – это целая спецоперация с привлечением тяжелых кранов и тягачей. За 14 лет "Энергомаш" отправил в Америку 70 таких посылок. Вслед за американцами наши двигатели, только уже РД-151, стали покупать и другие страны.

"Двигатели НПО "Энергомаш" использовались при запусках южнокорейской ракеты KSLV. Было осуществлено три запуска. И во время этих запусков двигатели НПО "Энергомаш" отработали успешно", — констатирует руководитель службы внешнеэкономической деятельности НПО "Энергомаш" Дмитрий Чванов.

Южнокорейский космодром Наро на острове Венародо. В январе 2013 отсюда состоялся третий запуск ракеты KSLV с российским двигателем.

На "Энергомаше" не скрывают: впереди еще масса интересных зарубежных проектов. Но российские заказы всегда в приоритете, тем более, готовится к испытаниям новая ракета.

На испытательном стенде "Энергомаша" как раз сейчас установлен двигатель РД-191, именно на нем в июне 2014 года отправится в свой первый полет ракета "Ангара". Перед испытаниями все посторонние отсюда уходят. Защитная красная крышка убирается, бронекамера плотно закрывается. К двигателю по магистралям подается топливо. А пламя во время работы уходит по газоотводу в сторону закрытого бассейна, и уже там соприкасается с водой. В атмосферу попадает уже чистый пар.

Первые современные двигатели РД-191 были здесь собраны в 2010 году. С того времени конструкторы неоднократно отрабатывали их на испытательном стенде – необходимо было выяснить, какова максимальная нагрузка для нового детища.

Самое сложное позади, все узлы двигателя за три года испытаний прошли необходимую сертификацию.

"РД-191 развивает тягу в 200 тонн, при этом обладает высоким уровнем удельного импульса тяги в 370 секунд", — отмечает замначальника двигательного отдела НПО "Энергомаш" Владимир Гусев.

Двигателя РД-191 в реальных условиях проверят через полтора месяца. Однако работа именно над ним показала — технические возможности современных ракетных моторов исчерпаны. Надо искать другие пути, ведь цели у человечества в космосе глобальные.

"Мы начали заниматься новым для нас типом двигателя – детонационным ЖРД", — признается заместитель начальника двигательного отдела НПО "Энергомаш" Владимир Гусев.

Детонационный двигатель позволит и лететь дальше, и в космос выводить больше груза. Это новый проект "Энергомаша" и очередной вызов конкурентам.На "Энергомаше" считают, что через пару-тройку лет вместо макета они смогут представить реальный экземпляр, который станет новой страницей в космонавтике.

Сегодня