Университетские лекции признали не только скучными, но и малоэффективными

Для лучшей успеваемости студентов традиционные лекции стоит разбавлять активными методами обучения

Для лучшей успеваемости студентов традиционные лекции стоит разбавлять активными методами обучения
(фото Wikimedia Commons).

Скотт Фриман, автор исследования, отдаёт предпочтение интерактивности во время лекций

Скотт Фриман, автор исследования, отдаёт предпочтение интерактивности во время лекций
(фото University of Washington).

Для лучшей успеваемости студентов традиционные лекции стоит разбавлять активными методами обучения
Скотт Фриман, автор исследования, отдаёт предпочтение интерактивности во время лекций
Исследователи выяснили, что традиционные лекции не способствуют высокой успеваемости. Гораздо более полезным будет замена их активными методами обучения.

Авторы нового исследования утверждают: лекции не только скучная, но и весьма малоэффективная часть обучения. Оказалось, что у студентов, которые постигают науки по традиционным системам, слушая многочасовые лекции, гораздо больше шансов провалить экзамены, нежели у тех, кто обучается с помощью стимулирующих, так называемых активных методов обучения.

"Университеты были созданы в Западной Европе ещё в XI веке. С тех самых пор чтение лекций считается важнейшей формой обучения, – говорит биолог Скотт Фриман (Scott Freeman) из Вашингтонского университета в Сиэтле. – Однако в последнее время многие учёные оспаривают это, считая, что предпочтение следует отдавать групповой деятельности, особенно когда это касается студентов, изучающих точные науки".

Чтобы взвесить все за и против, исследовательская группа Фримана проанализировала методы преподавания 225 курсов, обучающих точным наукам. Как оказалось, те методики, в которых студенты превращались из пассивных слушателей в активных участников, в итоге приводили к вдвое лучшим результатам – более высоким баллам за аттестацию.

"Это действительно важная работа: после неё остаётся впечатление, что лекции читать – это просто неэтично, — комментирует Эрик Мазур (Eric Mazur), физик из Гарвардского университета, который почти 27 лет выступал против устаревших методов проведения лекций. — Приятно видеть доказательства того, что лекции – устаревший и малоэффективный способ".

Скотт Фриман, автор исследования, отдаёт предпочтение интерактивности во время лекций
(фото University of Washington).

Впрочем, современные технологии позволяют внести интерактивность даже в лекции: например, с помощью подручных пультов студенты могут отвечать на вопросы преподавателя или приходить к консенсусу по спорным вопросам. Фримен утверждает, что он начал пользоваться подобными методами даже в больших аудиториях.

"На мой базовый курс биологии пришло около 700 студентов, – рассказывает он. – Я стараюсь не просто бубнить лекции, но и использовать презентации PowerPoint, пульты и вопросы к аудитории. Расширение таких активных подходов к обучению могут помочь десяткам тысячам студентов, которые в противном случае могли бы быть отчислены или провалить свои экзамены".

Отметим, что данное исследование не рассматривало эффективность нового подхода к традиционному формату лекций – открытыми онлайн-курсами, когда одного человека или группу учёных могут слушать тысячи или даже миллионы студентов. Но тут также стоит добавить, что, по данным Департамента образования США, никакой принципиальной разницы между онлайн-лекцией или лекцией в аудитории, нет.

Научная статья сторонников новых методов в образовании была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Также по теме:
Поляки научат юных москвичей, как стать ученым, не выходя из дома
Отчисленным студентам будет труднее восстановиться за пределами родного вуза
Домашнее задание у студентов онлайн-курсов проверит робот
Ректоры договорились: у студентов появилась возможность учиться сразу в 9 вузах