Страх перед правдой: Киев наносит удары по журналистам

Задержанных под Краматорском журналистов российского телеканала LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко обвинили в терроризме и держат на территории воинской части. Об этом сообщил глава российского МИД Сергей Лавров.

Задержанных под Краматорском журналистов российского телеканала LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко обвинили в терроризме и держат на территории воинской части. Об этом сообщил глава российского МИД Сергей Лавров.

На Украине работать российским журналистам все сложнее. Освещение войны на юго-востоке страны объективно и достоверно новые киевские власти похоже не устраивает

Олег Сидякин и его оператор Марат Сайченко попали в выпуски новостей не только своего канала LifeNews. Их задержали украинские военные 18 мая в городе Краматорске на юго-востоке Украины. Местонахождение журналистов неизвестно, на связь они не выходят. Коллеги по редакции не исключают, что официальный Киев занялся устранением российских СМИ накануне выборов.

"В Краматорске не так уж и много российских журналистов. Соответственно, если что-то там происходило, то они были в первых рядах. И накануне задержания Алексей Сидякин сообщил, что администратор в гостинице говорила на украинском языке и говорила о них – о группе Марат и Олега. Сейчас уже я считаю, что это не случайно было", — отметил главный редактор телеканала LifeNews Анатолий Сулейманов.

Редакция LifeNews попросила МИД России вмешаться в историю исчезновения своих коллег. Судя по видео, которое появилось на украинском телевидении, репортеров из России пытаются обвинить в пособничестве ополченцам: документы их разбросаны, рядом – боевой комплекс ПЗРК.

Но этики журналиста российские репортеры не нарушали. Оружие в руки они не брали. И видео, предоставленное Украиной, это не что иное, как "склеенный из кусков материал".

Министр иностранных дел России уже обратился к ОБСЕ с требованием срочно задействовать все свои возможности для освобождения журналистов.

"Мы, когда получили информацию о том, что они задержаны, перевезены на территорию какой-то воинской части, обвинены в терроризме или подготовке террористического факта, немедленно задействовали наши каналы. Я связывался вчера поздно вечером с президентом Швейцарии, который является действующим председателем ОБСЕ, Дидье Буркхальтером, призвал его употребить свой авторитет", — пояснил глава российского внешнеполитического ведомтсва Сергей Лавров.

В эфире украинских новостей российских журналистов называют террористами. Не стесняясь в эпитетах, на своей странице в социальной сети заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Виктория Сюмар обвиняет их в преступлениях и грозит появлением некоего видео: видимо, имеется ввиду склеенный и опубликованный на видеохостинге материал.

"Де-факто, они являются частью террористических групп. Их видео, которое в ближайшее время появится в Интернете, — прямое доказательство. Содействие терроризму, заговор с террористами, помощь терроризму — это не журналистика. Это преступление", — пишет в Facebook (запрещена в РФ) Виктория Сюмар.

Сама Виктория Сюмар – личность на Украине довольно известная. Свою должность в Совете безопасности страны получила после активного участия в событиях на Майдане. Именно там на народном вече ее рекомендовала на столь влиятельный пост активисты в том числе и "Правого сектора" (запрещена в РФ). Она известна своими антироссийскими высказываниями.

"Это сейчас одна из опасных, если не самая опасная точка для журналистов в мире, потому что человек может и случайной пулей быть ранен и убит, и, как мы видим сейчас, на чудовищном примере журналистов, несчастных ребят с LifeNews, люди могут быть просто арестованы за выполнение своей работы, обвинены неизвестно в чем", — подчеркивает главный редактор RussiaToday Маргарита Симонян.

Тем временем работа на Украине для российской прессы становится все опаснее.

Не только задержания и похищения сотрудников, но и кража, и порча их личных вещей, в том числе дорогостоящего оборудования.

Делается это для устрашения съемочных групп. Корреспондент программы "Вести" Ксения Кибкало в Ужгороде рассказала о том, как неизвестные проникли в квартиру съемочной группы и удалили часть отснятого видеоматериала.

"К нам в квартиру, где мы проживали, пожаловали гости: четыре человека в милицейской форме и один мужчина, одетый в гражданское. По его словам, в милицию поступило заявление, что нас подозревают в совершении тяжкого преступления. Какого именно, не уточнили. Для выяснения обстоятельств и установления личностей, мы должны были проследовать с ними в отделение милиции", — рассказала о провокации, организованной по отношении к съемочной группе ВГТРК специальный корреспондент Ксения Кибкало.

Одних задерживают, других депортируют, третьим даже не дают въехать в страну. Запрета на деятельность российских журналистов на Украине официально нет, но кажется, это негласное правило все-таки существует. И выполняют его военнослужащие Национальной гвардии Украины.

Национальная гвардия – структура, в составе которой и бывшие военные, и сторонники "Правого сектора". Многим из них материалы российской прессы, мягко говоря, не нравятся.

В паспорт репортера телеканала "Звезда" Алексея Николаева поставлена под штамп "военнообязанный" поставлена красная печать. Въезд на Украину ему теперь запрещен при том, что он как и его многие коллеги получили официальную аккредитацию на освещение предстоящих выборов президента Украины 25 мая.

"На наш вопрос о том, является ли аккредитация на работу на выборах официальным приглашением и разрешением на то, чтобы мы работали на территории Украины, пограничники нам ответили, что этот документ не имеет никакой силы, что никаких уведомлений от Центризбиркома они не получали", — рассказал корреспондент телеканала "Звезда" Алексей Николаев.

Если журналист уже попал на территорию Украины, то в дело активно вмешиваются не только военные, но и Служба безопасности Украины. В непростых условиях сейчас находится продюсер программы "Центральное телевидение" телеканала НТВ Степан Чирич, который уехал в Днепропетровскую область в командировку, и оказался задержан. Его обвиняют в шпионаже, общение с ним запрещено. Связь держит адвокат.

"Степану Чиричу предъявляются обвинения по статьям 201 часть 1 и статьи 359 часть 1 Уголовного кодекса Украины – контрабанде специальных технических средств гласного получения информации", — пояснил адвокат Чирича Юрий Бондарь.

Историей ограничений прав журналистов заинтересовались в Государственной думе России. Депутаты уверены, что официальный Киев намеренно ограничивает свободу слова. Цель – исключить любую точку зрения на события в стране, которая не соответствует позиции США и Европейского союза.

"Удар по журналистам – это в данном случае страх перед правдой, страх перед тем, что европейцы узнают, какова реальная политическая жизнь сегодняшней Украины", — отметил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

"Полагаю, что Дума сегодня не может оставить без внимания такие противоправные действия. Настораживает то обстоятельство, что новые противоправные действия Киева становятся все более беспрецедентными, циничными и откровенными", — отметила депутат Госдумы Ирина Яровая.

Организация по безопасности и сотрудничество в Европе – ОБСЕ. В самом названии – главная европейская точка зрения. Репортёров Европы Украина не задерживает. Налицо дискриминация по профессиональному признаку. Не все депутаты Европарламента поддерживают такой подход.

"Очевидно, что это нарушение всех правил и свободы информации. Здесь надо учитывать, что идут выборы в европейском парламенте. Сейчас в Европарламенте никого нет. Та есть чиновники, но не депутаты. Депутаты находятся в регионах в рамках избирательной кампании. Поэтому нет реакции", — пояснил депутат Европарламента, итальянский журналист Джульетто Кьеза.

Именно на этой неделе количество командировочных журналистов из Москвы в Киев явно увеличится. Многие аккредитованы на предстоящие выборы. Вот только удастся ли попасть по ту сторону границы и станет ли свобода слова доступной для всех в так стремящейся в Европу Украине – вопрос все еще открытый.