Поворот России в Азию. Реплика Федора Лукьянова


фото ИТАР-ТАСС

Визит Владимира Путина в Китай не обманул ожиданий. С одной стороны – богатое содержание. Ворох подписанных договоренностей и переход сотрудничества в качественно новую фазу. С другой – привлекательная для зрителей форма.

Визит Владимира Путина в Китай не обманул ожиданий. С одной стороны — богатое содержание. Ворох подписанных договоренностей и переход сотрудничества в качественно новую фазу. С другой — привлекательная для зрителей форма. И интрига сохранялась до последнего: переговоры по цене на газ закончились сделкой под самый занавес. И зрелищность не подкачала: главы государств лично дали отмашку масштабным военно-морским учениям.

В центре внимания, конечно, газовый контракт. Именно он стал за годы работы над документом символом того, как непросто все идет между Пекином и Москвой. Комментаторы уже начали посмеиваться. Последние года четыре каждый визит завершался заверением, что все готово, осталась самая малость – цена. Так снова и снова. Даже на сей раз казалось, что все повторится, хотя подписание крайне важно политически.

Когда в первый день пребывания российского лидера в Шанхае стало известно о неудаче переговоров, меня это, как ни странно, порадовало. Международная ситуация изменилась. Россия сталкивается с давлением Запада и, конечно, стремится укрепить связи с другими партнерами. При таких обстоятельствах большей опасностью является не отсутствие соглашения, а договоренность на невыгодных условиях, лишь бы подписать. Многие и полагали, что Москва будет много сговорчивее и пойдет на уступки. А уступка по первому контракту – это задел на будущее. Модель закладывается сейчас. Поэтому жесткий торг до последней секунды – предпосылка того, что отношения будут сбалансированы и поэтому долгосрочны.

Что получается, когда страна идет на уступки, которые сама считает избыточными, мы видели не раз за годы после холодной войны. Неудовлетворение все равно вырвется наружу и разрушит устойчивую базу связей. Как минимум, часть нашей дисгармонии с Западом именно потому, что когда-то недожали, слишком уступили и так далее.

Подробности сделки скоро выяснятся, но понятно, что это плод упорного коммерческого противостояния и сложнейшей дипломатической работы. Наверное, было бы лучше, если бы финальный рывок совершили раньше – до того, как российско-американские отношения так осложнились. И до того, как добавилась политическая необходимость достичь результата. Но, как бы то ни было, исторический момент настал. Поворот России в Азию, о котором так много говорили с 2000-х годов, начался. И начался не с капитуляции России, а с демонстрации способности стоять на своем.

На Западе итоги визита трактуют исключительно как сигнал Америке и Европе: мол, вот он, новый альянс гигантов. Ну и в нынешней международной атмосфере это неизбежное впечатление. Но если взглянуть на вещи объективно – переориентация на восток необходима и неизбежна, даже если бы на европейском и американском направлении расцветали цветы дружбы.

Азиатско-Тихоокеанский регион – центр мировой политики ХХI века. Тут живет больше всего людей. Опробуются новые модели развития. Тут расположены наиболее динамично растущие державы. Наконец, тут – очаги самых опасных конфликтов. Вот и визит Путина прошел под аккомпанемент резкого обострения между Китаем и Вьетнамом, и это только одна горячая точка из многих.

Страна, претендующая на важную роль, тем более расположенная на три четверти в Азии, просто не может позволить себе не проводить активный курс в этой части планеты. К тому же, если говорить об энергетике, Европа, нервно относясь к попыткам России диверсифицировать сбыт, сама давно твердит о необходимости снижать закупки российского газа и принимает для этого разнообразные меры.

Российско-китайское партнерство не обещает быть легкой прогулкой. Две гигантские страны-соседа с богатыми имперскими традициями обречены на трения и несовпадение интересов. Но это нормально, главное – не отсутствие конфликтов, а умение с ними обращаться. России предстоит научиться компенсировать свою относительную экономическую слабость по сравнению с Китаем политическим мастерством и опытом. В этом Москва пока опережает Пекин.

В предвыборной статье два с лишним года назад Владимир Путин писал о том, что Россия хочет поймать китайский ветер в паруса своего развития. Всякий яхтсмен знает, что при штормовых порывах, а в мире сейчас сильно штормит, управлять парусным судном невероятно сложно. Зато если получится – есть шанс добраться до цели гораздо быстрее.