День тишины: за что программу "Факты" депортировали из Украины?

"День Тишины" — традиционный запрет на любую агитацию накануне выборов. Но у киевских властей свои представления. Эта программа "Факты" о досрочных выборах президента Украины должна была выходить из Киева. Но, видимо, кто-то счел, что она как-то может помешать честному и открытому голосованию.

"День тишины" — традиционный запрет на любую агитацию накануне выборов. Но у киевских властей свои представления. Там посчитали, что тишина эта должна быть полной. Эта программа "Факты" о досрочных выборах президента Украины должна была выходить из Киева. Но, видимо, кто-то посчитал, что работа российских журналистов каким-то образом может помешать честному и открытому голосованию.

В киевском аэропорту "Борисполь" нашу группу развернули на пограничном контроле. Несколько часов собеседования — и в заграничном паспорте прямо на гербе появился штамп: "Запрещен въезд в Украину". Официальная аргументация: не подтверждена цель визита. И это при том, что ранее представитель ЦИК Украины объяснял, что для освещения выборов не требуется аккредитации или особого разрешения, достаточно обычной пресс-карты журналиста.

Пограничники (сильно сомневаюсь, что по своей инициативе) посчитали, что этого недостаточно. И вместо "ласково просимо" – депортация. На наших глазах аналогичная участь постигла и других россиян. Среди них и туристы, и внуки, летевшие к бабушке, и бизнесмены, и даже наблюдатель от международной организации.

Но есть основания полагать, что основная цель такого пристального контроля именно сотрудники СМИ. Украинские пограничники массово задерживают и депортируют именно российских журналистов. Помимо программы "Факты" на границе с поезда сняли съемочную группу Александра Рогаткина с телеканала "Россия 1". Ранее во въезде было отказано репортеру "Коммерсант FM", корреспонденту "Эхо Москвы". Не смогли попасть в "гостеприимную" Украину несколько съемочных групп ВГТРК, сотрудники телеканала РЕН, испанская редакция RussiaToday и корреспонденты Forbes.

И это еще далеко не весь список. Десяткам журналистов с российскими номерами украинские власти отказали во въезде. Объяснение как будто написано под копирку: "отсутствие достаточного финансового обеспечения" или "неподтвержденная цель поездки".

Но и это еще не все. Тех, кого не выдворяют, штрафуют и арестовывают. Так было с продюсером НТВ. Неизвестной остается судьба журналистов LifeNews. Судя по всему, правильное освещение выборов для нынешних киевских властей – задача первостепенной важности. Настолько, что под удар попали и свои местные журналисты.

Накануне обыски прошли и в редакции украинских "Вестей". Официальная причина – причастность холдинга к финансовым махинациям. Обыск проводила налоговая милиция. Но, что любопытно, ровно за неделю до этого газета опубликовала критический материал о коррупции в налоговой службе. "Даже как-то смешно уточнять, что официальный Киев такое положение дел ничуть не смущает, — говорит Алексей Кочетков, руководитель Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO. — Здесь политика такая: "ничего не вижу, ничего не слышу… всем скажу, что все в порядке".

Так, 22 мая исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дещица успешно встретился с иностранными дипломатами. Успешно поговорил о прозрачности голосования, в частности — об огромном количестве международных наблюдателей. Их в Украину приехало действительно немало.

ЦИК страны зарегистрировал 302 наблюдателей из 19 стран. Больше всех делегировали Польша, США и Литва. Еще три с лишним тысячи наблюдателей прибыли от международных организаций. Больше всего, конечно, от ОБСЕ – тысяча с лишним человек. Еще есть Европейская платформа за демократические выборы, Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами, Всемирный конгресс украинцев и Украинский Конгрессовый Комитет Америки. В общем, много "Европы" и "Америки" в названиях.

А вот наблюдателям из России дорога на Украину оказалась закрыта. Сначала ЦИК Украины отказал им в регистрации. А тех кого, все-таки зарегистрировали, просто не пускают. Речь об известной своей оппозиционностью в России организации "Голос". Ее представителя, в частности, развернули вместе с нами в "Борисполе".

Но вот сам "Голос", видимо, фальшивит. Несмотря на многочисленные сообщения о трудностях с въездом и увиденное своими глазами, в организации нам сказали, что никаких проблем у их наблюдателей не было.

Как известно, каждый видит, желаемое. Вот и госдепартамент США накануне радостно отрапортовал о готовности Украины к честному и открытому волеизъявлению.

Это при том, что обстановка на востоке страны остается крайне напряженной. По информации ЦИК, в Донецкой и Луганской областях из 34 созданных окружных избирательных комиссий 20 заблокированы. Пока Киев, Брюссель, Вашингтон докладывают о готовности к проведению голосования, сам ЦИК признает, что каждый десятый житель Украины не сможет принять в нем участия из-за накаленной ситуации на востоке.

Комитет избирателей Украины составил свою карту выборов исходя из реалий военного времени. Угроза того, что голосование в том или ином населенном пункте вообще не состоится, оценивается на ней по шкале от 1 до 10. Десятка, "критический уровень" — красный цвет. Особенно напряженная обстановка — в Донецке, Горловке, Макеевке, Краматорске, Славянске и Красном Лимане. Критический уровень также в Мариуполе и Первомайске.

Тем не менее, социологи прогнозируют высокую явку. Цифры называются разные, но в общих чертах прогнозы сопоставимы с выборами президента в 2010 году. "Вообще, конечно, с таким антуражем говорить о политической составляющих этих выборов даже как-то и не совсем удобно, — говорит Ирина Бекешкина, директор фонда "Демократические инициативы". — Тем не менее, она есть".

Впервые за всю историю Украины выборы главы государства имеют все шансы состояться уже в первом туре. Сейчас это, пожалуй, главная интрига — сможет ли Петр Порошенко набрать необходимое для этого число голосов.

Прошедшую предвыборную кампанию в Украине называют едва ли не самой скромной за всю историю. Общий девиз – не до веселья, когда страна на грани. Минимум концертов, плакатов и тому подобной мишуры. Зато политологи отмечают, что главным оружием стали рейтинги.

Основной аргумент, с которым обращались к избирателям — это данные опросов. Из серии: "Давайте проголосуем за меня, поскольку нет смысла голосовать за другого кандидата, у него маленький рейтинг, а значит, ваш голос будет утерян". Здесь все карты в руки тем, кто на эти самые рейтинги может повлиять.

Согласно данным последних опросов, которые провел Центр социальных исследований, у Порошенко целых 34 процента. А вот идущей второй Тимошенко только шесть с половиной. Фонд демократических инициатив нарисовал Порошенко и все 44 процента. Юлию Владимировну "обидели" восемью процентами. Рейтинг кандидатов на сайте "Выбор Украины" неожиданно присуждает Порошенко 23 с небольшим процента, а вот вторым идет эпатажный популист в вышиванке и с вилами — Олег Ляшко. У него 15 процентов.

Впрочем, воспринимать эти цифры всерьез стоит едва ли. Основная борьба все равно ожидается между "шоколадным олигархом" и "экс-сиделицей" Тимошенко.

Порошенко в последнем предвыборном выступлении пространно говорил о мире и спокойствии. Не забыл упомянуть и сакральный для этой кампании девиз "вернем Крым". Вряд ли случайно и голосовать Порошенко будет на улице Грушевского, ставшей культовой после столкновений на Майдане.

А вот Тимошенко в своей последней речи была жестче. Она косвенно обвинила Порошенко в попытке фальсификации и заявила, что честные выборы в один тур не проходят. Интересная, конечно, мысль. Украинские предвыборные кампании – вообще всегда с фантазией. А особенно фонтанирует народное творчество.

В российском сегменте Интернета в топе остается хеш-тэг #Save Our Guys. До сих пор не известна и судьба наших коллег из LifeNews — Марата Сайченко и Олега Сидякина. До этого в сети появилось видео, на котором репортеры с мешками на головах и со связанными руками стоят на коленях. По некоторой информации, они находятся в Киеве. Появлялись сообщения о том, что репортеров могут обменять на пленных силовиков.

Довольно странные заявления, если все-таки вспомнить, что речь идет о журналистах. Впрочем, пока это неофициальная информация. Киевские же власти продолжают "день тишины".