Тема:

Журналисты под обстрелом 6 дней назад

Перед похищением за журналистами LifeNews следили


фото ИТАР-ТАСС

Из плена на Украине освобождены журналисты телеканала LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко. Их там пытали и запугивали, держали в земляной яме. Глава Чечни Рамзан Кадыров лично привез пленников из Киева на самолете спецрейсом: сначала – в Грозный, потом – в Москву.

Из плена на Украине освобождены журналисты телеканала LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко. Их там пытали и запугивали, держали в земляной яме. На Востоке такая тюрьма называется "зиндан". Кстати, Путин как-то упомянул, что наши журналисты томятся именно в зиндане. Кому-то показалось, что это словесный образ, а на самом деле так оно и было. Значит, Путин знал детали и внимательно следил за драмой. Как сейчас ясно, не просто следил. В итоге — счастливое освобождение. Глава Чечни Рамзан Кадыров лично привез пленников из Киева на самолете спецрейсом: сначала — в Грозный, потом — в Москву.

Их ждали, за их освобождение боролись, про них не забывали ни на минуту. И вот они в Москве, в родной редакции. Усталые, невыспавшиеся, они только приходят в себя после плена, где они были в полной информационной изоляции. Им говорили: Россия вас бросила, вы никому не нужны, вас даже не ищут. Но они не верили. Знали, что так не может быть.

"Мы понимали, что это нереально среди журналистской братии, неважно из какой мы редакции. Мы же занимаемся одним ремеслом", — сказал Олег Сидякин.

День, когда их захватили, начинался вполне буднично. Журналистам позвонили, сказали, что возле аэродрома в Краматорске идет бой. Они поехали туда снимать. Когда оказались на месте, перестрелка уже закончилась, и журналисты пошли назад к машине. В этот момент их и схватили.

"На нас вылетели два БТР. Было около 12 бойцов. Мы поняли, что нас могут убить, подняли руки и стали кричать , что мы — журналисты, просили не стрелять", — вспоминают журналисты.

Только первый час их держали просто со связанными за спиной руками. Потом начался ад. Владимир Путин на форуме в Петербурге практически не ошибся, назвав условия содержания журналистов "застенками гестапо". Марату и Олегу надели на голову мешки, перевезли на вертолете в другую воинскую часть, где посадили в яму — прямо с мешками на голове, связанными руками, связанными ногами — при это Олега и Марата поставили на колени. Так они простояли несколько часов. Двое суток их не кормили и почти сутки не давали пить воду.

"Конвоиры сказали, что на рассвете нас все равно расстреляют, и предложили снять кроссовки, которые они хотели забрать, чтобы их не "заляпали". Часовые говорили между собой, что если мы пойдем в туалет, то это — сигнал, чтобы нас расстрелять, это — попытка к бегству", — рассказали журналисты.

Украинские военные называли Олега и Марата террористами, утверждали, что парни чуть ли не возглавляют подразделение краматорских ополченцев. Потом уточнили: вы — чеченские диверсанты. Сотрудники СБУ выложили видео, где за кадром якобы голос Марата Сайченко, а во время задержания подбросили россиянам ПЗРК.

С мешком на голове, со связанными руками и ногами они пытались сориентироваться во времени и пространстве, чтобы понять, где они. Так определили, что сидят в яме.

Потом на машине их перевезли в Киев в автозаке, который десять часов ехал по жаре, а журналисты сидели с мешками на головах, в маленьких железных боксах внутри. Там нельзя ни встать, ни подвинуться.

Олег и Марат говорят, что их захват — это не случайность. После того как они сняли на аэродроме вертолеты с символикой ООН, которые украинские военные использовали для атак на мирные города, за ними началась охота. Следили за журналистами два дня.

У них украли все деньги, аппаратуру, компьютер и телефоны. То есть когда их задерживали военные, все это было. А вот когда их привезли в Киев, следователь, делавший опись вещей, даже удивился — как вы без денег приехали? При этом — ребята это подчеркивают — у них нет никакой ненависти к украинцам и даже к украинским военным. Одни, да, издевались и угрожали убить, другие вели себя как люди, хотя им и рассказали: вот эти двое с мешками на головах — террористы из России, они хотели сбить наш вертолет.

Молодые солдаты, говорящие только на украинском, накинули ребятам на плечи бушлаты, чтобы Марат и Олег не замерзли ночью в яме, и дали попить, пока не видят офицеры. Жаловались, что их не демобилизуют, хотя давно обещали. Еще один парень поделился скудным армейским пайком, другой сказал: если живы будете, я вам покажу, какими нас тут помоями кормят. Может, благодаря этим украинцам они только и остались живы.

"Там очень разные люди. Когда нас трясло от холодна в земляной яме, были те, кто, рискуя, спускался к нам, разматывал скотч, одевал", — рассказал Марат Сайченко.

Ребята говорят, пока им не надели на голову мешки, они успели заметить на аэродроме в Краматорске очень много странных людей. Скорее всего, это были наемники.

"Там много наемников, в том числе бывших российских военных. Были экипированные в неотечественную форму, они ни с кем не разговаривали", — отметил Олег Сидякин.

24 мая вечером за ними пришли вооруженные люди, которых они до этого не видели. Накинули мешки на головы, связали, загрузили в автомобиль и, ничего не говоря, куда-то повезли. Несколько раз пересаживали из машины в машину. И вдруг Олег Сидякин, родившийся в Грозном, услышал знакомый язык — чеченский.

Теперь, когда самое страшное позади, становятся известны детали этой операции. Самолет, на котором журналисты вернулись на Родину, четверо суток ждал их в Киеве. Спецборт был предоставлен главой Чечни Рамзаном Кадыровым, чтобы перевезти журналистов домой. Экипаж был готов вылететь в любую минуту, но переговоры, которые вели представители Кадырова с украинскими властями и руководителями СБУ, затянулись на несколько дней. Освобождение несколько раз срывалось.

Что там в Киеве говорили представители Чечни и с кем они вели переговоры, неизвестно. Но, видимо, дар убеждения у чеченской делегации оказался хороший, и за двадцать минут до полуночи украинцы передали Олега Сидякина и Марата Сайченко российской стороне.

"Мы все сегодня счастливы, потому что не только мы привезли наших друзей, вернули домой, но мы счастливы, что живем в правовом государстве, которое возглавляет Владимир Путин, который готов отстоять каждого персонально и за каждого ответить, защищать каждого, где бы он ни находился. Нашлись на Украине и нормальные люди, которые понимают, что журналист — это не террорист", — заявил Рамзан Кадыров.

В Грозный они прилетели уже глубокой ночью и на несколько часов стали гостями Рамзана Кадырова. После этого, немного поспав, журналисты вылетели в Москву, а из аэропорта сразу попали на пресс-конференцию в собственную редакцию.

"Огромное спасибо! Если бы не подняли такую волну, мы бы не доехали даже до Киева", — благодарят коллег журналисты.

Ребята признаются: не сломаться помогали мысли о доме и родных.

"Я представлял, что сегодня мой сын пойдет в бассейн, а завтра у него последний урок в школе", — признался Марат Сайченко.

О своих ближайших планах парни говорят так: сначала объедем всех ближайших родственников, тех, кто проводил бессонные ночи в ожидании их освобождения, потом вернемся к работе. Люди должны знать правду о войне, о том, что происходит на Украине. Они ведь и в эту командировку попросились сами, потому что не могли спокойно сидеть, когда в Славянске каждый день убивают мирных людей.