Политическое землетрясение: в Европарламенте победили те, кто считают эту структуру лишней


фото EPA

В странах ЕС подводят итоги выборов в Европейский парламент. Это голосование стало для Европы знаковым и показало явное разочарование европейцев в политике евроинтеграции. Впервые наибольшего успеха добились не просто евроскептики, а партии, радикально выступающие за выход из Евросоюза и еврозоны.

В странах ЕС подводят итоги выборов в Европейский парламент. Несмотря на то, что окончательных результатов пока нет, уже ясно, что это голосование стало для Европы знаковым и показало явное разочарование европейцев в политике евроинтеграции. Впервые наибольшего успеха добились не просто евроскептики, а партии, радикально выступающие за выход из Евросоюза и еврозоны.

В штабе Марин Ле Пен даже официанты неплохие аналитики. Шампанское охлаждают еще до оглашения результатов. Когда цифры появляются на экране, сторонникам правых идей Ле Пен и "Национального фронта" остается только взреветь от радости и спеть "Марсельезу". За них отдали голоса 25 процентов, четверть французов.

Лидер французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен выступает под овации своих сторонников. Строгий профиль, громкий голос, который призывает правительство уйти в отставку. Весь итог французского голосования — убедительная победа правых. Это ответ президенту Олланду с его непопулярными реформами, начиная с экономических до закона об однополых браках.

Марин уходит от клише: флаг "Национального фронта" больше не раскрашен банальными призывами не пускать в страну мигрантов. Мысль гораздо глобальнее — в принципе отказаться от Евросоюза с его слишком открытыми и размытыми границами. По замыслу Ле Пен, Пятая республика должна стать "политическим сердцем Европы".

На первых полосах французских газет сегодня только одно лицо и очень схожие заголовки. "Потрясение!" — на всю страницу восклицает "Фигаро". "Триумф "Национального фронта", — вторит "Ле Монд". Победу Марин ле Пен называют историческим событием.

Дочь своего отца, она добивается гораздо большего, чем легендарный основатель "фронта" Жан-Мари Ле Пен. Марин одинаково поддерживают госслужащие и безработные, и, главное, молодежь. Трети ее избирателей менее 35 лет. Она заговорила о забытом для них понятии — патриотизме. Ле Пен указывает на явный кризис национальной идентичности, ее избиратели хотят жить в Париже, которому Брюссель — не указ. Она за многополярный мир. Накануне выборов указывала ЕС на однобокость в освещении украинского кризиса. Выступает за укрепление связей с Россией. Поддерживает российскую позицию по Крыму.

Марин Ле Пен не видит Украину в Евросоюзе. О чем неоднократно заявляла. Она считает, что ЕС не прокормить еще одного нахлебника. "Нужно совершенно точно сказать – европейский народ не хочет Украины в Евросоюзе, — говорит она. – Им это пообещали, но Украину здесь не ждут. Мы сейчас оказались в противостоянии. Но Крым – русскоговорящий и даже почти российский, мы можем сказать".

Результаты французских выборов уже взволновали США. Правые Европы собираются объединиться в альянс, американцы напуганы. Издания за океаном пишут: у России появятся союзники в центре Европы. Троянский конь в Европарламенте. И, по иронии, большинство этих депутатов в единой Европе видят очень мало смысла.

***

Лидер Независимой британской партии Найджел Фарадж сегодня решил представить публике своих победителей — новоизбранных депутатов Европарламента. Их 23 — такого количества нет ни у одного из конкурентов. Считавшаяся до сих пор маргинальной партия Фараджа, у которой в британском парламенте нет ни одного депутата, совершила то, чего в Великобритании не случалось больше ста лет — она победила на выборах две ключевые политические партии: лейбористов и консерваторов.

"Сейчас они чувствуют себя, как золотые рыбки, которых выбросили из аквариума на пол. Теперь они лежат на боку и жадно глотают воздух, — говорит лидер Партии независимости Великобритании Найджел Фарадж. — Четыре года назад я пообещал, что наша партия победит на выборах в Европарламент, и это будет как землетрясение для британской политики. И моя мечта сегодня стала реальностью".

Этот эксцентричный политик, нередко с пинтой пива в руке, уже больше 20 лет исповедует евроскептицизм. В прошлом член консервативной партии, Фарадж покинул ее в 1993 году в знак протеста против того, что консервативное правительство Джона Мейджора подписало основополагающий для современной Единой Европы Маастрихтский договор. Тогда же Фарадж стал одним из основателей Независимой партии. Но настоящяя популярность пришла к нему прошлой зимой. Он призвал защитить британцев от нашествия иммигрантов из бедных стран Евросоюза. Фарадж убежден, что в нынешних в экономических и политических проблемах Европы виновато выращенное за последние 20 лет поколение евробюрократов.

"Евросоюз — это абсолютно антидемократическая структура, до предела централизованная, где центр решает все. Только в Брюсселе знают, как развивать экономику, где брать ресурсы. И в этот союз загнали совершенно разные страны, с разной историей, языками, культурой. И, главное, что их в это втянули, не спросив согласия людей", — говорит Фарадж.

Этой весной Фараджа вызвал на теледебаты лидер британских либерал-демократов и первый вице-премьер коалиционного правительства Ник Клегг. Фарадж тогда раскритиковал британский кабинет за необдуманную политику в отношении Украины. "Посмотрите на себя — вы, вице-премьер страны, с большим удовольствием начали бомбить Ливию. Но, в итоге, ситуация там теперь куда хуже, чем была до этого. Вы были одержимы идеей военного вторжения в Сирию. И я лично очень рад, что этого не произошло, и, надеюсь, не произойдет и с Украиной.

В результате теледебатов, Фарадж стал еще больше популярен, а либерал-демократы, наоборот, потерпели сокрушительное поражение. После этих выборов в Европейском парламенте их партию там будет представлять всего лишь один человек. Но для Фараджа 23 кресла в Европарламенте не предел. Его главная цель — другой парламент, британский.

На предыдущих всеобщих выборах в 2010 году Фарадж чуть не погиб. В день голосования он хотел пролететь на небольшом самолете с баннером его партии. Баннер зацепился за хвост самолета, и он упал. Теперь, чтобы привлечь внимание, падать с небес не обязательно. "Лиса независимой партии забралась в вестминстерский курятник", — цитируют Фараджа британские издания. На растущую угрозу реагируют правящие консерваторы. Они обещают провести референдум о членстве Великобритании в ЕС, если, конечно же, победят на следующих выборах в британский парламент.