Андрей Макаревич: скорее усомнюсь в себе, чем в Чулпан Хаматовой


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

В субботу, 31 мая, в Лужниках группа "Машина Времени" отметит сорок пятый день рождения. В течение трех часов группа планирует исполнить 45 песен. Несмотря на то, что концерт будет бесплатным, на нем будут продаваться специальные билеты в поддержку фонда Чулпан Хаматовой и Дины Корзун "Подари жизнь"

В 2008 году Мартин Скорсезе представил миру документальный фильм "The Rolling Stones: Да будет свет", посвященный, как нетрудно догадаться, жизни и творчеству легендарной рок-группы. Картину Скорсезе построил на двух моментах – юбилейном концерте команды и вопросе, который музыкантам задавали в течение долгих десятилетий десятки журналистов: "Когда вы закончите выступать?". The Rolling Stones на тот момент исполнилось 46 лет, то есть всего на год больше, чем нашей "Машине времени".

Аналогия и воспоминания о фильме Скорсезе и о юбилее ролингов не случайны. Правда, мысль задать этот "выдающийся" вопрос лидеру группы Андрею Макаревичу в голову как-то не пришло. Несмотря на то, что Андрей Вадимович из тех музыкантов, кто отвечает на любые вопросы. Зато удалось выяснить, что концерт машинисты тоже дадут, причем концерт по своей задумке замечательный. И съемки, кстати, там тоже будут.

Итак, в субботу, 31 мая, на площадке за центральным входом в Лужниках группа "Машина Времени" отметит свой сорок пятый день рождения бесплатным концертом, который начнется в 19.00. За полчаса до того, как на сцену выйдут сами машинисты, программу откроет Moscow Ragtime Band Константина Гевондяна. Зато потом… потом, в течение трех часов "Машина времени" планирует исполнить 45 песен. И совсем старое, и даже еще не записанное.

Что же со съемками? Оказывается, группа предлагает всем своим поклонникам поучаствовать в акции "Снимем концерт вместе". Все, кто собирается снимать шоу на любые гаджеты, могут потом прислать свои съемки на специально заведенный почтовый ящик , и из этих съемок будет смонтирован настоящий народный фильм о юбилее самой народной группы. Коллективный труд – чем не Скорсезе? — можно будет оценить на официальном youtube-канале "Машины".

Кроме того, концерт будет записан для издания на CD и в iTunes. А для тех, кто не сможет попасть на площадку, портал Планета будет вести прямую трансляцию концерта онлайн.

И о самом главном. Несмотря на то, что концерт будет бесплатным, на нем будут продаваться специальные билеты в поддержку фонда Чулпан Хаматовой и Дины Корзун "Подари жизнь". За этот билет можно заплатить любую сумму, все средства будет перечислен в этот Благотворительный фонд.
После столь подробного рассказа о предстоящих событиях всего-то и оставалось спросить у бессменного лидера группы Андрея Макаревича, почему среди сотен различных фондов "Машина времени" выбрала именно "Подари жизнь".

- Конечно, фонд Чулпан не единственный, я знаю несколько очень приличных Фондов. И то, что я незнаком с другими, не значит, что они жулики, просто, как говорится, "по всем свадьбам не успеешь". Нашел свое место, и — слава богу!

Я знаю и этот фонд, и саму Чулпан много-много лет. Она абсолютно святая. Я скорее в себе усомнюсь, чем в ней. Я слежу за тем, что они делают, знаю все трудности, с которыми Фонд сталкивается, и знаю, как его сотрудники их решают. И я понимаю, что ни одна копейка из собранных нами денег не уйдет налево.

- Среди ваших знакомых немало артистов, музыкантов, других известных людей, являющихся попечителями или директорами Благотворительных фондов. У вас у самого не возникало мысли организовать фонд?

- У меня никогда не возникнет такая мысль, потому что я панически боюсь всякой бухгалтерии. А это означает, что сам я таким фондом, по крайней мере, его финансами заниматься не буду, мне придется кого-то брать на должность бухгалтера. И тут мы подходим к двум проблемам. Первое – это профессионализма и второе – кристальной честности. Одно с другим очень редко совпадает.
Да и зачем? Фондов, на самом деле, достаточно.

- Ваш концерт будет бесплатным. Это некая странность. Обычно группы либо не замечают даты, либо стараются заработать на них.

- Времена очень изменились. А вообще мы не первый раз играем бесплатный концерт. Впервые мы так поступили, когда группе исполнилось 25 лет. Потом, когда нам исполнилось 35. Вообще, если задуматься, брать деньги в этот день довольно странно: ты накрыл стол, пригласил гостей, закатил пьянку, а в конце застенчиво попросил ее оплатить. Мы же обычно так не делаем, правда? День Рождения в нашей стране – это тот момент, когда ты делаешь приятный праздник тем, кто тебя любит, кто пришел тебя поздравлять.

- За "отчетный период", то есть за последние 45 лет у группы, появилась какая-то традиция, неизменное правило, которое обязательно для всех?

- Есть негласные вещи, которые мы никогда не обсуждали: когда дело касается работы, мы никогда не опаздываем – такое у нас уважение друг к другу. Мы не опаздываем на репетицию, не опаздываем к выезду из гостиницы. Причем, если человек опоздал хотя бы на минуту, он уже заслужил презрительные взгляды остальных, пришедших вовремя. Это удивительно, и я не знаю, почему так сложилось. Этой нашей особенностью я очень горжусь и очень дорожу.

- Что-то изменилось принципиально?

- Изменилось то, что мы стали на 45 лет старше. Больше ничего. Ну, еще мир изменился. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Но видимо так обстоят дела, что ты не на все можешь повлиять, да и не надо фанабериями всякими страдать на эту тему. Все равно всегда есть место жизни, радости и добрым делам.

- В вашем – почетном для рок-группы возрасте — вы старше многих ваших поклонников. Должна ли группа подстраиваться под аудиторию, искать общий язык с ними?

- Ни под кого не надо подстраиваться, потому что фальшь будет видна сразу. Мы не всех старше, но три поколения слушают "Машину времени". Я – особенно сегодня – вижу огромное количество пятидесяти-, шестидесятилетних идиотов. Я знаю двенадцатилетних мудрецов. Дело же не в возрасте.

- А в чем тогда?

- Я думаю, что в адекватности. В способности открытыми глазами, без комплексов смотреть на себя и на мир, давая всему трезвую, непредвзятую оценку.

- У вас получается?

- Надеюсь, что да.

- Мир не разочаровал?

- Видите ли, если бы у нас было два мира, этот меня бы определенно разочаровал. Но, поскольку он единственный, что уж тут разочаровываться. Другого не дано.