Торжества в Нормандии превратились в саммит по Украине


фото ИТАР-ТАСС


фото EPA


фото EPA


фото EPA

Торжества в Нормандии, посвященные 70-тилетию высадки союзников, по сути, превратились в неформальный саммит по Украине. Главная цель — сблизить позиции Москвы и Запада по украинскому вопросу. Россия настаивает, что сейчас главное — остановить кровопролитие в Донецкой и Луганской областях.

Торжества в Нормандии, посвященные 70-тилетию высадки союзников, по сути, превратились в неформальный саммит по Украине. Главная цель — сблизить позиции Москвы и Запада по украинскому вопросу. Россия настаивает, что сейчас главное — остановить кровопролитие в Донецкой и Луганской областях. Владимир Путин провел ряд переговоров с ключевыми политиками Европы, а на полях общей встречи пообщался с Обамой и избранным украинским президентом Порошенко.

Красную ковровую дорожку у дверей Шато-де-Беновилль президент Франции Олланд отмерил туда — обратно не менее двух десятков раз. Упражнение, полезное для развития прихрамывающего рейтинга — принимать в гостях самых влиятельных политиков и аристократов мира.

Королева Великобритании приехала на высоком Range Rover, чтоб не помялась шляпка. Король Норвегии — в мятой по форме фуражке. Но вот перед крыльцом тормозит автомобиль с немецким флагом: Ангела Меркель только что говорила с президентом России. Целый час за закрытыми дверями они с Путиным обсуждали одну Украину. Как сообщил присутствовавший на встрече помощник президента Ушаков, искали не поводы для разногласий, а точки соприкосновения.

Вначале, кажется, проскальзывала отчужденность — руки, конечно, пожали, но репликами не обменивались и сели как-то поодаль. Однако когда Олланд уже на красной дорожке спросил у Меркель — "Ну, как?" — по жестикуляции канцлера стало понятно: не просто, но результат должен быть.

Владимир Путин подъехал к Шато-де- Беновилль одним из последних. Президент Франции тут же предоставил возможность встретить оставшихся гостей премьер-министру Вальсу, а сам ушел с российским коллегой. Потом он, правда, вернется, чтобы встретить самого последнего — Обаму, который приехал на бронированном внедорожнике вместе с ветераном высадки в Нормандии.

Обама держит дистанцию. На совместной фотографии, которую пришлось делать дважды (в первый раз забыли британского премьера Кэмерона) он окажется в противоположном конце от президента России, недалеко от избранного президента Украины, а рядом с Владимиром Путиным на этом фото останутся королева Дании Маргрет и герцог Люксембурга Анри. И самое важное — то, о чем говорила канцлер президенту Франции, случится сразу после, когда по дороге на ланч Меркель, Путин и Порошенко остановятся поговорить.

Подробности сообщит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: "В ходе краткого разговора и Путин, и Порошенко высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины, а также боевых действий обеих сторон — и со стороны украинских вооруженных сил, а также со стороны сторонников федерализации Украины".

Это то, чего на самом деле хотят Европа и Россия, то, чего на словах хотят и США. С Обамой Путин, конечно, тоже переговорил — коротко, на ходу. По словам Пескова, оба высказались за прекращения насилия и силовых действий на востоке Украины. Но вряд ли президент США был заинтересован в прямом контакте Путина с Порошенко: это будет совсем не по сценарию, если разрешение конфликта станет возможным без полного или доминирующего патроната со стороны Вашингтона.

После ланча основные торжества — на пляже городка Уистреам. Это зона британских рейнджеров — пляж Sword, один из пяти секторов вторжения на континент. Главы государств занимают свои места на центральной трибуне по дате вступления в должность: кто раньше — тот позже. Петр Порошенко, как еще не вступивший, но избранный — где-то в середине, последней — королева Елизавета.

Владимир Путин, пожав руки сопровождающим каждого гостя детям, отправился к своему месту под звуки русского марша. Президент России — единственный из президентов и премьер-министров был здесь, в Нормандии, 10 лет назад на 60-летии открытия второго фронта. Тогда рядом с ними были канцлер Германии Шредер и президент Франции Ширак. Это даже получило название: ось Москва-Берлин-Париж, которую объединяли большие экономические планы и общее неприятие американского вторжения в Ирак.

Сейчас канцлер Германии тоже рядом с президентом. Путин и Меркель продолжают разговор по-немецки. Режиссеры трансляции показывают их очень часто, а потом решают пошутить — дают двойной экран в тот момент, когда Обама пристально разглядывает Путина со своего места. Путин отреагирует на его взгляд не сразу и шутку оценит. Потом президент России будет внимательно слушать обращение Франсуа Олланда к ветеранам, а президент США тоже будет слушать и жевать жвачку.

Но все-таки это праздник ветеранов — подвиг американцев, англичан, шотландцев, канадцев и австралийцев, которые 6 июня 44-го выбросились на этот усеянный минами и дотами берег под шквальный огонь немецких орудий и пулеметов. На одном только пляже Омаха за первые сутки десантирования погибли три тысячи человек. Второй фронт, которому так радовался первый, начал свое продвижение на восток Европы. Многие из тех, кто остался на пляжах Нормандии, лежат на мемориальном кладбище в Colleville. Ряды их выживших товарищей сильно прорежены временем, но сегодня — их день. И сегодня в Европе можно просто с интересом смотреть в небо, а не прятаться в подвал при приближении низколетящих самолетов.