Старинное лютеранское кладбище в Смоленске превращается в место для пикников

В то время, как одни памятники реставрируют, другие - не просто предают забвению, но и уничтожают. На территории старинного лютеранского кладбища смоляне устраивают пикники.

В то время, как одни памятники реставрируют, другие — не просто предают забвению, но и уничтожают. На территории старинного лютеранского кладбища смоляне устраивают пикники.

Вот эти большие гранитные камни, украшающие дворы домов на Бакунина — не что иное, как остатки лютеранских склепов. Несколько веков в районе современной улицы Бакунина селились иностранные купцы, в основном, выходцы из немецких стран. Поблизости возникло немецкое кладбище. В 30-х годах XX века одновременно со строительством домов льнокомбината началось разорение старых могил.

Демьян Валуев, кандидат исторических наук, доцент СмолГУ, рассказал: «По свидетельству лиц, которые это видели, которые это застали, частично надгробия пошли на замощение улиц, а частично они использовались при строительстве при облицовке фасадов и крылец домов».

История кладбища началась еще со времен Смоленского княжества. В 50-е годы неподалеку от церкви Иоанна Богослова археологи обнаружили стены круглой латинской церкви. В документах XIII века ее называли «немецкой божницей». Позже древнюю церковь закопали, а кладбище продолжили разорять.

Лидия Старовойтова, жительница ул. Бакунина, добавляет: «После войны оказалось много открытых склепов. Поэтому наше поколение, которое уже послевоенное, приспособило эти склепы под игру. И колечки находили древние, и всякие цепочки, но тогда народ на это особо не зарился, поэтому это воспринималось во многих семьях как просто обыкновенные бирюльки».

Ольга Траутвейн много лет возглавляет лютеранскую общину в Смоленске и пытается сохранить остатки старинных захоронений. Недавно с кладбища было вывезено две машины мусора, но чище не стало. Ольга Павловна помнит, как в 90-е на кладбище нагрянули «черные копатели». Весь погост покрылся ямами, следами разоренных могил.

Ольга Траутвейн, председатель евангелическо-лютеранской общины Смоленска, говорит: «Очень много ценностей извлекли отсюда. Это были ордена с драгоценными камнями, это были сабли, украшенные камнями, и так далее».

До сих пор на кладбище сохранилось несколько старинных надгробий. Но и нынешнее поколение смолян к ним также относится без уважения. Ольга Траутвейн, председатель евангелическо-лютеранской общины Смоленска: «Они здесь на надгробиях делают шашлыки, кушают, пьют, закусывают».

Когда-то на месте разоренного немецкого кладбища планировалось разбить сквер имени Пестеля, так как здесь были похоронены родители декабриста. Краеведы надеются, что сквер все-таки появится, и вандализм на могилах прекратится.