Украинская государственность и уроки истории. Реплика Максима Кононенко

Из-за "дела Тимошенко" некоторые европейские страны уже объявили Украине бойкот
Девяносто семь лет назад, 23 июня 1917 года, Центральная Рада Украины приняла первый Универсал – программный документ, с которого начался сложный и прерывистый путь украинского государства к самостоятельности.

Девяносто семь лет назад, 23 июня 1917 года, Центральная Рада Украины приняла первый Универсал — программный документ, с которого начался сложный и прерывистый путь украинского государства к самостоятельности.

Универсал обращался "к украинскому народу, на Украине и вне ее сущему" и провозглашал автономию в составе России. Вот прямо так и было написано: "не отделяясь от всей России…, народ украинский должен сам хозяйничать своей жизнью". Универсал вводил дополнительные налоги, но от налогов в общероссийский бюджет не отказывался.

Несмотря на это, такой вегетарианский документ очень обеспокоил Временное правительство. На Украину отправилась делегация во главе с самим Керенским. Сложные переговоры завершились компромиссным решением: Временное правительство не отрицало возможную автономию, а Центральная Рада обязалась не вводить ее в одностороннем порядке. Эти положения были зафиксированы во втором Универсале. В документе, изданном на украинском, русском, польском и еврейском языках, было сказано так: "мы, Центральная Рада,… всегда стояли за то, чтобы не отделять Украину от России".

А дальше произошла Октябрьская революция. Или, если хотите, вооруженный государственный переворот. Через три недели после которого, в Киеве был принят третий Универсал, в котором была провозглашена, внимательно, прочувствуйте этот момент: Украинская народная республика. Этот документ тоже не предполагал суверенитета — Украинская народная республика собиралась существовать в рамках федерации с Россией. Однако действия большевиков, наплевавших на все универсалы и предъявивших Центральной раде военный ультиматум, заставили ее принять четвертый Универсал, провозгласивший полный государственный суверенитет Украинской народной республики.

А теперь скажите мне: вам это ничего не напоминает? Тогда еще пара деталей. Через несколько месяцев после провозглашения в Киеве Украинской народной республики во Львове была провозглашена, вы не поверите, Западно-Украинская народная республика. В январе 1919 года эти две народные республики — правильно, объединились! Но к ним по идеологическим причинам не присоединилась Донецко-Криворожская Советская Республика — та самая, на территории которой теперь повторяется зеркально отображенная история почти столетней давности.

Конец Украинской народной республики был бесславен. Красная армия захватила территорию, и руководство республики отправилось в изгнание. Формально эта война закончилась в 1920 году. Фактически она продолжалась до пятидесятых годов, а если подойти к вопросу шире, то продолжается и сейчас.
Самые трагичные страницы новейшей истории Украины, перестрелка на Майдане и переворот 22 февраля сего года произошли на улице имени Михаила Грушевского — того самого профессора Львовского университета, который и провозгласил Украинскую народную республику.

О чем говорит нам этот красноречивый исторический пример? О трех важных вещах. Во-первых, любые ультиматумы всегда только обостряют ситуацию. Донецкая и Луганская народные республики изначально хотели только автономии в рамках Федерации. Теперь, в ответ на военные действия, они уже объявили суверенитет.

Во-вторых, такие военные действия никогда не заканчиваются. И как сейчас, через почти сто лет, украинцы продолжают отстаивать свою самостийность под знаменем Михаила Грушевского, так и русские в Донецкой и Луганской народных республиках будут отстаивать свою независимость и через сто лет.

А в-третьих, и это самое главное, переговоры всегда способны разрядить ситуацию. Вместо того, чтобы объявлять Грушевского террористом, Керенский сел на поезд и поехал в нему на переговоры. И эти переговоры завершились тем, что Украинская народная республика подтвердила государственный суверенитет России. Все наладилось, и было бы так и поныне, если бы большевики не начали свою антитеррористическую операцию.

История может научить нас многому. И очень жаль, конечно, что нынешнее руководство Украинского государства не знает свою собственную историю. И пытается сейчас сделать с юго-востоком Украины то же самое, что сделали с их собственной страной, пришедшие в результате вооруженного переворота к власти большевики.