Выборы нового председателя Еврокомиссии. Реплика Федора Лукьянова

Руководители ЕС должны выбрать нового председателя Еврокомиссии – исполнительного органа ЕС, своего рода общеевропейского правительства. После десяти лет работы португалец Жозе Мануэл Дурао Баррозу покидает пост. Его преемником, вероятно, станет бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

Руководители Европейского Союза должны сегодня выбрать нового председателя Европейской комиссии — исполнительного органа ЕС, своего рода общеевропейского правительства. После десяти лет работы португалец Жозе Мануэл Дурао Баррозу покидает пост. Его преемником, вероятно, станет бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

Глава Еврокомиссии — фигура одновременно и очень влиятельная, и весьма зависимая. Комиссия вырабатывает и воплощает в жизнь бесчисленные директивы, по которым живет огромное объединение, распространившее длань на 28 стран и более полумиллиарда жителей Старого Света. Сколько бы ни ругали Брюссель за бюрократизм, в целом, это весьма эффективный аппарат, состоящий из тысяч высококвалифицированных технократов. Вообще, проблемы Евросоюза не от администраторов, а как раз от политиков. Это они, как правило, не могут договориться о какой-то линии, отстаивая национальные интересы, или быстро принять необходимые решения. Позволить же наднациональным органам решать за них они не хотят, что тоже объяснимо.

Отсюда и двойственность положения брюссельских чиновников. У них достаточно полномочий и влияния, чтобы ограничивать правительства стран-членов, но заставить их о чем-то договориться они не могут. А если государства не пришли к согласию, то и комиссия бессильна. Система, задуманная как разумная комбинация сдержек и противовесов, превращается в свою противоположность — взаимную блокировку. Поэтому для любых внешних партнеров ЕС, будь то Россия, Китай или Соединенные Штаты, работа с ним — тяжелое бремя. Тем более что Европа охотно пользуется этой двойственностью, чтобы добиваться своего — государства кивают на Еврокомиссию, а она — на правительства.

Выборы нового главы — это всегда интрига и ожесточенный торг. Кандидат должен удовлетворять целому набору критериев. Географическому — чередование выходцев с юга, севера и из центра Европы. Партийному — представлять партию, которая имеет большинство в Европарламенте. Должен быть достаточно известен, но при этом не более ярок и убедителен, чем лидеры крупных стран. Плюс личные отношения. Ах да, еще уровень квалификации, как же без этого. Но последний критерий — наименее значимый.

В этом году запутанная, но привычная процедура еще усложнилась. В нее решили добавить демократии. Крупнейшие партии Старого Света — консерваторы, социалисты и либералы — заранее объявили кандидатов на должность председателя Комиссии. И кандидат соответствующей партии автоматически занимает пост, если партия набирает большинство мест в Европейском парламенте. Никаких интриг, только выбор граждан.

Победили консерваторы, и их фаворит Жан-Клод Юнкер приготовился занять пост. Не тут-то было. Разгорелась грандиозная свара, чтобы не допустить назначения. Инициатором выступил британский премьер Дэвид Кэмерон, который заявил, что люксембуржец — федералист, поэтому Лондон костьми ляжет, но его не пропустит. Заручиться широкой поддержкой среди других лидеров Кэмерон не смог, но дискуссию спровоцировал острую, мнения европейской общественности разделились почти поровну. В результате председателя Еврокомиссии, похоже, выберут не единогласно, а большинством голосов глав государств и правительств – впервые в истории. Что станет нехорошим прецедентом, еще более отдалит Великобританию от континента и в очередной раз даст повод евроскептикам высказать свое "фэ".

У России нет оснований опасаться прихода Юнкера. Он – респектабельный политик, прекрасный экономист и настоящий интеллектуал, не склонный к крайностям и эпатажу. Отношения в бытность его премьером Люксембурга всегда складывались конструктивно и уважительно.

Но зигзаги политического развития Евросоюза, который явно лихорадит, Россию тревожат. И дело не только в том, что с ЕС, находящимся в состоянии дисбаланса, сложнее иметь дело. Хуже, что заметно желание компенсировать внутренний разлад внешней активностью, при том, что ее результат зачастую оказывается не тот, какой планировали. Украинская эпопея, где ЕС внес весомый вклад в доведение страны до нынешнего состояния, наглядное тому свидетельство.

Солидного и рассудительного главу Европейской комиссии стоит только приветствовать. К сожалению, когда дело касается большой политики, от него не так много зависит.