Перемирие истекает: Киев говорит языком ультиматумов

В ПАСЕ 26 июня говорили об Украине. Правда, дискуссия получилась односторонней: российские парламентарии в Страсбурге лишены права голоса, а представителей юго-востока туда просто не пригласили. За всех ответы давал президент Петр Порошенко.

В ПАСЕ 26 июня говорили об Украине. Правда, дискуссия получилась односторонней: российские парламентарии в Страсбурге лишены права голоса, а представителей юго-востока туда просто не пригласили. За всех ответы давал президент Петр Порошенко. Одно из главных его заявлений: Украина останется унитарной, и государственный язык у нее будет один — украинский.

К встрече украинского президента Страсбург готовился. Перед входом — группа поддержки в ярких вышиванках. Те, кто шли в тот момент на экскурсию и случайно оказались напротив, недоуменно перешептывались: "А кто это, мистер Порошенко?" Но плакаты, что держали перед ними, должны теперь приучить европейцев к мысли: "Украина — цэ Европа".

От Петра Порошенко делегаты ПАСЕ (половина кресел в зале, кстати, были пустыми) ждали рассказа о том, как реализуется в Донбассе мирный план. Порошенко признал: кровопролитие продолжается.

В качестве примера приводит 18 военных, погибших только за одни сутки перемирия и 10-месячного ребенка. Кто убил младенца, президент уточнять не стал: у европейцев, по мнению Киева, должно быть твердое убеждение, что воюют не солдаты, а ополченцы востока. А Киев так хочет быть ближе к Брюсселю, что уже готовится менять конституцию.

"Что нужно, чтобы было спокойствие в регионах? Нужно больше полномочий, больше автономии, право на обсуждение решений. Право общаться на том языке, который они уважают и каким пользуются, право приносить цветы к тем памятникам, какие они почитают, право петь песни на том языке, какой им нравится. Все это есть – в программе децентрализации власти и конституционных изменений, внесенной мною", — заявил Петр Порошенко.

Перед тем, как отправиться в Страсбург, Порошенко действительно внес в парламент свой проект изменений в Основной закон. Эти 11 листов уже разошлись в Интернете и стали предметом жарких обсуждений. Главное, что отмечают эксперты — возможное наделение регионов более широкими полномочиями. Прежде всего, финансовыми. Налоги обещает оставлять на местах и создать исполкомы в каждой местной "громаде", то есть территориальной общине, которые самостоятельно будут решать, куда и на что тратить. Это в Киеве и называют той самой обещанной "децентрализацией".

"Внесение этого проекта в Конституцию создает проблему. Надо было сначала договориться с этими регионами о том, каков их статус, и вписать этот статус в проект новой Конституции. А так — поддержат в первом чтении, и представитель поедет в регионы, а там скажут: мы не согласовывали, нас это не устраивает. И тогда получится, что этот проект — для части страны. Эти предложения происходят в рамках унитарного государства, и до тех пор, пока нет внутри текста гарантий самостоятельности регионов, всегда будет подозрение, что Киев все равно все решит сам", — считает Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Обновить конституцию Порошенко обещал еще в своей инаугурационной речи. Тогда же Порошенко говорил, что наделять себя новыми полномочиями никогда не будет. Но в предложенном варианте эксперты увидели совершенно обратное. Известный на Украине журналист и блогер Мустафа Найем даже привел сравнительную таблицу. Если раньше главу СБУ, Нацбанка, Бюро расследований и генпрокурора президент и назначал, и снимал по согласованию с парламентом, то теперь Верховной раде позволено лишь одобрять назначение. Снимать президент будет единоличным решением. Это касается почти всех кадровых вопросов.

"Он будет пытаться усилить ресурс президентской власти, ему нужен инструмент для президентства. Он не может опереться ни на парламент, ни на кабмин, где в основном "Батькивщина", поэтому окружает себя силовиками, потому что не хочет быть декоративным президентом", — объясняет Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий.

В предложениях Порошенко — принцип унитарности, единства страны. В составе регионов президент принципиально прописывает и Крым, и Севастополь. Один Киев оставляет и государственный язык — украинский. Остальные, в первую очередь, русский, могут получить специальный статус, если так решат местные власти.

В тот момент, когда Порошенко рассказывал о евроустремлениях, в Киеве радикалы громили гостиницу "Турист".

Молодчики в камуфляже и с повязками "Правый сектор" (запрещена в РФ) решили сорвать съезд федерации профсоюзов — кандидатура председателя не понравилась. Радикалы сломали в холле мебель, выбили стекла, милицию забросали гранатами со слезоточивым газом. На вопрос про ультраправых и коммунистов, Порошенко пришлось отвечать и в ПАСЕ.

- Мистер президент, когда я приезжал на Украину, я говорил с председателем партии "Свобода", который заявил, что хочет запретить Коммунистическую партию. Согласны ли Вы, что запрет партий, и не только коммунистических, но и Партии регионов, это не демократический шаг. И не волнуетесь ли Вы, что участие партии "Свобода" и "Правого сектора" в правительстве — причина недоверия на востоке Украины?

- Что касается партий, моя личная точка зрения заключается в том, что запрещать партии — правильный шаг. Моя личная позиция в том, что если народ не поддерживает эти партии, партии должны запрещаться посредством выборов.

Именно досрочные парламентские выборы, считает Порошенко, должны снять напряжение. Но ведь выборы могут пройти не раньше осени. А договариваться с Донбассом нужно немедленно.

27 июня в 10 утра истекает объявленное перемирие, и это вызывает обеспокоенность даже в Европе. Киев продолжает говорить языком ультиматумов. Депутатам ПАСЕ Порошенко так и заявил: если на его условия юго-восток не согласится, то сразу же после моратория на применение огня он примет "очень важное решение". О каком решении идет речь накануне подписания соглашения с ЕС Порошенко предпочел умолчать.