Охота на насекомых спровоцировала развитие мозга у древних людей

Капуцин рода Cebus, подопытный Мелин и её коллег

Капуцин рода Cebus, подопытный Мелин и её коллег
(фото A. Melin).

Обезьяны рода Sapajus во время охоты на термитов

Обезьяны рода Sapajus во время охоты на термитов
(фото E. Visalberghi).

Капуцин рода Cebus, подопытный Мелин и её коллег
Обезьяны рода Sapajus во время охоты на термитов
Исследователи из Вашингтонского университета предположили, что тогда, когда человек начал охотиться на насекомых в поисках более питательной пищи, произошёл существенный скачок в развитии когнитивных функций его головного мозга.

Эволюция от примата к человеку сопровождалась в том числе и сменой рациона питания. Если обезьяны питались растительной пищей, то человеку, чья деятельность стала более активной и насыщенной, требовалось больше энергии и питательных веществ. Пока люди не научились охотиться, основным источником животного белка для них служили насекомые, в том числе и муравьи.

Авторы нового исследования, антропологи из Вашингтонского универистета в Сент-Луисе, утверждают, что охота на насекомых спровицровала развитие основных когнитивных функций мозга, которыми люди пользуются и по сей день.

"Проблемы, связанные с поиском пищи, уже давно признаны важной составляющей в формировании эволюции мозга и сознания у приматов, включая человека", — поясняет Аманда Мелин (Amanda D. Melin), кандидат наук, доцент кафедры антропологии Вашингтонского университета и ведущий автор исследования.

Учёные сообщают, что поиск насекомых для последующего употребления в пищу поспособствовал когнитивной эволюции человека, а также заложил основу для расширенного использования орудий труда.

Эти выводы были сделаны на основе пятилетнего исследования капуцинов в Коста-Рике. Учёные изучали эволюцию сенсомоторных навыков, таких как повышение ловкости рук, использование инструментов и инновационного решения проблем для поиска труднодоступной пищи. Результаты работы изложены в статье, опубликованной в издании Journal of Human Evolution.

Капуцин рода Cebus, подопытный Мелин и её коллег
(фото A. Melin).

"Мы обнаружили, что обезьяны капуцины едят насекомых круглый год, однако активизируют кормление сезонно, когда сладкие фрукты оказываются в дефиците. Насекомые, таким образом, оказываются питательным запасным вариантом", — рассказывает Мелин.

Предыдущие исследования показали, что смена рациона с растительного на животный спровоцировала развитие уникальных физических свойств тела приматов — например, сильных челюстей и крупных зубов. Работа Мелин и её коллег показала, что развитие мозга заметно у приматов наиболее сильно, так как им постоянно приходилось менять диету в силу разрозненности климатических условий в географических ареалах обитания животных.

"Капуцины являются отличным примером для изучения эволюции размеров мозга и интеллекта, посколько их небольшой размер тела сочетается с впечатляюще крупным мозгом. Скрытые под землёй и ветвями деревьев насекомые являются сложной для поимки, но богатой питательными веществами добычей. Жиры и белки, содержащиеся в их организмах, прекрасно питали мозг приматов, побуждая их и дальше охотиться и развивать когнитивные функции мозга", — говорит Мелин.

Однако не все капуцины равны в своих способностях использовать инструменты для добычи себе пропитания. По словам Мелин, наибольшие различия в этих умениях наблюдаются у представителей рода Sapajus и Cebus. В то время как последние известны биологам своей изобретательностью в добыче фруктов голыми руками, капуцины рода Sapajus способны использовать лишь палку для поиска пищи.

Эти различия могут объясняться различными ареалами обитания: обезьяны рода Cebus проживают в основном в тропических лесах, а представители рода Sapajus родом из климатически умеренных зон, требующих больше сноровки для выживания. Поэтому капуцинам рода Sapajus необходимо было адаптироваться к различным условиям, при которых нужно искать себе пищу. Это и спровоцировало появление эволюционной способности пользоваться орудием труда.

Обезьяны рода Sapajus во время охоты на термитов
(фото E. Visalberghi).

Генетический анализ митохондриальных хромосом приматов позволил учёным предположить, что разветвление капуцинов на роды Cebus и Sapajus произошло несколько миллионов лет назад на закате эпохи миоцена.

Шимпанзе, более современные приматы, также являются наглядной иллюстрацией эволюции когнитивных функций: во время сезонных дефицитов продуктов они вооружаются палкой и охотятся на термитов, что позволяет им выжить в суровых условиях.

Современные люди также довольно часто употребляют в пищу насекомых — такая практика широко распространена в азиатских и африканских странах. Футурологи даже часто говорят, что в скором времени жители большинства стран включат в свой нормальный рацион насекомых, ведь население Земли растёт, а проблема глобального голода так и не решена.

Другой вопрос, что нашим потомках уже не потребуется ловить термитов между корнями деревьев, а значит, в дальнейшем развитии когнитивных функций мозга нужно будет расчитывать на что-то другое.

Также по теме:
Употребление в пищу мяса сыграло ключевую роль в развитии человечества
Ранние уроки музыки стимулируют особое развитие мозга
Смена рациона приводит к мгновенной реорганизации кишечных бактерий
Человеческий череп эволюционировал из-за драк
Сила есть — ума не надо: мышцы человека эволюционировали больше, чем мозг
Челюсть сделала из обезьяны человека