Война без прикрас: стример Влад вышел на связь с редакцией

В Мариуполе похищен независимый журналист. Корреспондент Anna-News Владислав Александрович освещал силовую операцию на юго-востоке, и снятые им кадры не раз демонстрировались средствами массовой информации по всему миру. Молодой человек вышел на несколько минут из дома на улицу и не вернулся.

В Мариуполе похищен независимый журналист. Корреспондент агентства Anna-News Владислав Александрович освещал силовую операцию на юго-востоке, и снятые им кадры не раз демонстрировались средствами массовой информации по всему миру. Молодой человек вышел на несколько минут из дома на улицу и больше не вернулся.

"Мы ведем свой прямой репортаж с города Мариуполь. С вами — стример Влад", — этот репортаж стример Влад, а проще говоря, народный журналист снял 9 мая в Мариуполе. До этого дня он был обычным студентом, но после того как Нацгвардия и украинская армия вошли в его родной город, взял камеру и начал снимать все, что видел. Свой репортаж вел весь день — в прямом смысле под пулями.

"Он – единственный, кто пошел снимать 9 мая, — рассказывает пресс-секретарь Донецкой народной республики Павел Пурышев. — Его прозвали Бесстрашный стример".

Украинские каналы этих кадров не показывали, один другому вторили: все спокойно. В представлении Киева спецоперации, которая вылилась в массовое уничтожение мирных жителей, в Мариуполе не было. Неудивительно, что через три дня после того, как кадры Влада попали в Интернет, на него напали на улице — ударили тяжелым предметом по голове.

"На нас везде ведется охота, — рассказал потом Владислав. – Боялся сначала, но понял, что там есть по-настоящему боевая техника, и люди идут с голыми руками на эту технику, на людей с автоматами, на Нацгвардию и батальон "Днепр".

Владу даже приходилось уезжать из города. Но оказывается, боевики отслеживали почти каждый его шаг. Вот и вчера он проводил день с семьей и ничего не подозревал. "Мы пошли посмотреть соревнования, и он оставил все вещи и говорит: "Я через 5 минут буду", — говорит мама Влада. — И все".

Куда он делся после — точно до сих пор неизвестно. "У нас есть, к сожалению, только один очевидец, который сказал, что видел похожего человека, которого грузят в микроавтобус, — сообщил руководитель информационного штаба "Юго-Восточный фронт" Константин Кнырик. – Источники, которые нам звонят, сообщили, что его отвезли в Запорожье в застенки СБУ. Мы смеем предположить, что он был захвачен представителями радикальных организаций или "Правого сектора" (запрещена в РФ).

Влад даже не рассказывал о событиях — показывал их в прямом эфире, смонтировать такое невозможно. Показывал правду. Но, видимо, новой власти эта правда оказалась не нужна. Таких независимых журналистов как он, Киев сейчас активно пытается заставить молчать.

Николай Лесогор — украинский журналист, работавший в том числе и в горячих точках. "Знаю, что Славянск почти уже стерли с лица земли, — говорил он. — Семеновку стерли с лица земли. Идет активная фаза. Хотя официально прессе пытаются сказать, что все мирно".

На следующий день после выхода этого интервью Николая схватили в центре Мариуполя. В плену Николай пробыл четверо суток.

Другой журналист — Николай Рябченко — ехал в поселок Мангуш, недалеко от Мариуполя, снимать последствия перестрелки. Но там его уже поджидали боевики Нацгвардии. "Я подъезжаю, вижу, что на меня направлены автоматы, — вспоминает он. — С колена целятся, стоя целятся. У меня радиостанция была. Отобрали камеру, свет, телефоны отобрали, потом бросили в микроавтобус, надели колпак на голову".

Кадры, снятые журналистами, несогласными с новым режимом, на Украине почти не показывают. А потому силовики знают, что могут делать, что хотят: не стесняются даже врываться в редакции.

"Ворвались шестеро неизвестных в масках с автоматами, двое остались у входа, двое стояли и следили, чтобы мы никуда не двинулись, — рассказывает журналист Нонна. — Остальные пробежали сразу в кабинет главного редактора. Мы слышали оттуда крики. Человек кричал, что у него больное сердце, а его вроде как били".

Избивали главного редактора газеты "Хочу в СССР" Сергея Долгова. Его увезли в неизвестном направлении больше недели назад, и о его судьбе до сих пор ничего неизвестно. На расследование похищений правоохранительными органами Украины журналисты сейчас не надеются. Впрочем, милиция и не скрывает: искать бесполезно — вернуть журналистов можно будет, лишь когда каратели из СБУ выбьют из них нужные показания, а отпустят — когда сами посчитают нужным.

В пятницу вечером стало известно, что Владислав Александрович освобожден. Ему удалось связаться со своей редакцией: он сообщил, что свободен и поблагодарил все телеканалы за участие в его судьбе. Подробности этой истории — в наших следующих выпусках.