Секретные водители "неземной техники"

Сорок лет назад был разработан план строительства под Симферополем полигона, имитирующего лунную поверхность. Одновременно в полной секретности начал формироваться отряд водителей "неземной техники".

Через 40 лет они вновь собрались вместе. Их уже не 14, но, как и тогда, они - единственный секретный отряд водителей неземной техники: "Вот она, техника космическая на грани фантастики".

Как только на листах ватмана появились первые контуры будущей лунной машины, сразу же началось строительство лунодрома. Место выбрали в 20 километрах от Симферополя в поселке Школьное. Задача была поставлена сложная: построить на Земле точную копию лунной поверхности со всеми кратерами, камнями и даже лунной пылью. "Сначала убрали растительный слой, затем выкопали в определенных местах ямы, потом их назвали кратерами, все было уложено крымским ракушечником. Нужно было, чтобы этот камень мог быть преодолен технологическим образцом", - вспоминает водитель лунохода Владислав Довгань.

Пейзаж лунодрома создавался по настоящим панорамам, переданным спутниками "Луна-9" и "Луна-13". Именно здесь, на лунодроме, предстояло оттачивать мастерство секретным водителям будущих луноходов. "Окна зашторены. Мои бойцы несли кабель в 110 метров, и бойцы вручную луноход выводили. И пошли... Шутили: "На Луну тоже бойцов отправлять будете?" – рассказывают участники тех событий. Весной 68-го план лунодрома был готов, а уже в сентябре экипаж приступил к тренировкам по управлению технологическим образцом лунохода на Земле.

Это мгновение весь отряд запомнил навсегда: в ноябре 70-го секретное транспортное средство сделало свои первые шаги по Луне. Геннадий Латыпов никогда раньше ничем не управлял. Даже на велосипеде мальчишкой не гонял. Весь отряд водителей лунохода так и подбирали - чтобы никто никогда не сидел за рулем. Так как дорогу, по которой придется вести транспортное средство, надо было не видеть, а представлять мысленно. "Все команды выдавались вот этой ручкой, джойстиком, а вообще она была сделана под ручку самолета, как у пилотов", - говорит другой водитель, Геннадий Латыпов.

Управление через телесигнал оказалось непростым: не хватало пространства, к которому так привыкли глаза. Все тело водителей было в датчиках. Каждую секунду снимались медицинские показатели состояния организма. "За нами следила медицинская группа. Там была целая бригада медиков. Мы все были в датчиках. Если вдруг что-то не соответствовало, нас заменяли", - утверждает Довгань.

Это покажется фантастичным, но эти люди учились работать на опережение, фактически - в будущем. Сигнал идет до Луны несколько секунд, столько же - обратно. Плюс время, необходимое на преобразование сигнала внутри лунохода, который не прекращает движения.

Луноход-1 был рассчитан всего на два лунных дня активной жизни, по земным меркам - три месяца. Однако он путешествовал по Луне почти целый год - 322 дня. Луноход прошел 10,5 километра и передал на Землю 25 тысяч фотографий и 217 панорам лунной поверхности.

Сегодня