Великий и могучий: школьники не справятся с сочинением

О том, что с русским языком у выпускников – катастрофа, стало понятно, когда Рособрнадзор снизил минимальный приемлемый балл по русскому языку в школьном аттестате с 36 до 24-х. Именно снижение нижнего предела и позволило большему числу выпускников сдать ЕГЭ.

Подведены итоги Единого государственного экзамена по русскому языку. Сделал это сам президент России 3 июля на заседании Совета по межнациональным отношениям. Результаты ЕГЭ по русскому языку, считает Владимир Путин, "показали далеко не радужную картину".

О том, что с русским языком у выпускников — катастрофа, стало понятно, когда Рособрнадзор снизил минимальный приемлемый балл по русскому языку в школьном аттестате с 36 до 24-х. Именно снижение нижнего предела и позволило большему числу выпускников сдать ЕГЭ.

Впрочем, нельзя с уверенностью утверждать, что выпускники этого года владеют русским хуже, чем в прошлом. Мы этого просто не знаем. Известно лишь то, что в этом году экзамен прошел честнее — списывать было практически нельзя. Вот и открылось. Динамика, однако, неизвестна. При сохранении честности на ЕГЭ можно будет понять тенденцию.

"Понижение планки до бытовой речи, просторечия — это тенденция. Мы себя обесцениваем. Надо стремиться вверх, а не вниз", — считает Владимир Толстой, председатель Совета при президенте РФ по русскому языку, советник президента по культуре.

Владимир Толстой, который недавно возглавил Совет при президенте по русскому языку, говорит о необходимости защитить великий, могучий, правдивый и свободный.

Стремительное падение зафиксировано в этом году, когда были обнародованы результаты ЕГЭ по русскому. По сравнению с прошлым годом списать или получить подсказку было почти нереально. Гигантские усилия целых научных коллективов, немалые средства были потрачены на то, чтобы школьники сдавали экзамены честно.

Масса технологических изменений в виде рамок безопасности при доставке экзаменационных материалов, видеонаблюдение за школьниками, хитроумные приемы, когда учителей "перебрасывали" принимать ЕГЭ в другие школы — об этом можно писать романы. Есть чем гордиться, если бы не ошеломляюще позорные результаты.

"Мы считаем неправильным, некорректным сравнивать результаты экзамена по годам, потому что он проходил в разных условиях", — заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Проходной балл снизили из гуманности. Теперь 17-летние лоботрясы не будут комплексовать, а сядут на студенческую скамью. Представить, что теперь в институтах они научатся грамотно писать, весьма сложно. У профессионалов, носителей прекрасного русского языка эта история вызывает однозначное отношение.

"Я отношусь к этому отрицательно. Более того, это преступление! Это такое унизительное отношение к русскому языку, к природе нации, ее корню. Это истребление нации и народа", — уверен Игорь Золотусский, историк литературы, писатель, литературный критик.

"Если язык будет сохранен, будет сохранено все остальное. Это — базовые ценности. Мы говорим о том, какие ценности важные, а какие — неважные. Язык — это базовая ценность. В старославянском языке понятия "язык" и "народ" — одно и то же. Язык есть народ", — отметил Игорь Волгин, писатель, профессор МГУ, кандидат исторических наук.

Это тенденции мирового масштаба. Даже в Германии, где система школьного образования была признана эталоном, в последние годы умные дети в престижных гимназиях стали хуже писать сочинения. Это и понятно — мир изменился, читают все меньше, с эпистолярным жанром плохо.

В усадьбе Льва Толстого в Хамовниках думаешь о людях прошлого, которые почитали себя образованными. Они с детства вели дневники, писали письма, причем не сразу беловик — сначала были черновики. Пока работали над черновиком, старались поизящнее выразить мысль. И даже то, что писали пером, заставляло думать над каждой буквой. К сожалению, эпистолярная культура давно в прошлом.

Впрочем то, что во всем мире стали хуже писать, не должно успокаивать, ведь у нас возникла еще одна страшная тенденция — обескультуривание языка. Это явление, как говорят специалисты, связано с социальными потрясениями и корнями уходит в 90-е годы.

"Казалось бы, в 2000 году, когда Россия медленно пошла на поправку и надо было сосредоточиться на образовании как на одном из главных моментов, необходимых для возрождения нашей Родины, вместо этого мы увидели один провал за другим", — сказал Юрий Кублановский, поэт, публицист, искусствовед.

Здесь проще ответить на вопрос "кто виноват?", чем на вопрос "что делать?" В Петербурге придумали остроумную рекламу. В метро и на улицах расклеены плакаты. Экс-ректор Петербургского университета, известный лингвист Людмила Вербицкая объясняет значение сложных слов, указывает на неверные ударения. Кто-то стоит на остановке и, глядишь, волей-неволей что-то запоминает. Но это — капля в море. Профессионалы говорят, что увеличением часов преподавания русского в школе ничего не добиться.

Инна Зорина, преподаватель русского и литературы в 498-й гимназии Петербурга, считает: нужно изменить ЕГЭ. "Я скажу страшную вещь. Надо оставить в экзамене по русскому части "А" и "Б", а часть "С" убрать, а вместо этого писать сочинение или лингвистический диктант. И обязательно нужен экзамен по литературе", — считает Зорина.

Падение престижа профессии учителя началось давно, и как изменить ситуацию, непонятно. Сейчас учителя получают в разы больше, чем профессора в вузах. Но по-прежнему в классах выказывают профессиональное бессилие.

"Толстой был прекрасным педагогом, но он никогда не записывал методику. Он считал, что как только все записано и зафиксировано в какой-то, как сейчас говорят, стандарт, это тут же начинает отмирать, становится неживым. А образование — очень живое дело", — отметил Владимир Толстой.

Преподавание может стать живым делом, разумеется, только когда сам преподаватель — человек творческий. Про начитанность мы не говорим — должно подразумеваться.

Молодые учителя даже не "образованцы" — так раньше с презрением снобы называли недоучек. Это люди — страшные в своей серости, не читавшие ни Пушкина, ни Фонвизина, ни даже Ремарка, который давно стал писателем для подростков. И если такие будут учить русскому, то уже их ученики смогут только свою подпись поставить — не более.

Предложение Инны Зориной по изменению самого ЕГЭ по русскому языку пока не рассмотрели, но Министерство образования рассматривает возможность вернуть сочинение в школу в статусе зачета. Сочинение будет влиять лишь на допуск к экзаменам, и писать его школьники будут в январе, чтобы было время исправиться. Вероятно, будущей зимой нас ждет еще одно разочарование. Учителя уверены: школьники с традиционным сочинением, наподобие тех, что писали в советское время, просто не справятся.