Летная жизнь "Ангары"

Программа первого полета космической ракеты-носителя, спроектированной в современной России выполнена. Но впереди еще много работы. Из заводских цехов на космодром Плесецк отправляется следующая "Ангара". В декабре она выведет на орбиту уже макет спутника – это будет новый этап испытаний.

Программа первого полета космической ракеты-носителя, спроектированной в современной России выполнена. Но впереди еще много работы. Из заводских цехов на космодром Плесецк отправляется следующая "Ангара". В декабре она выведет на орбиту уже макет спутника – это будет новый этап испытаний.

Исторический пуск. Начинается летная жизнь ракеты "Ангара", которая пришла на смену тяжеловозу-ветерану "Протону". Мощнее, экологичнее, универсальнее. Первый испытательный полет еще не был космическим – ракету по баллистической траектории запустили на Камчатку.

"Мы набрали нужное количество скорости, ракета прилетела в ту точку, в которую планировалось, на полуострове Камчатка, упала практически в центр поля падения, — рассказывает генеральный конструктор КБ "Салют" ГКНПЦ имени Хруничева Юрий Бахвалов. — Так что программа была выполнена в полном объеме".

И вот из заводских цехов на космодром Плесецк отправляется следующая "Ангара". В декабре она выведет на орбиту уже макет спутника – это будет новый этап испытаний. Подробнее о нем — Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства России: "Поскольку мы связываем ракету "Ангара", в первую очередь, с космодромом Восточный, то территория Дальнего Востока, это развивающаяся территория, то надо сразу сказать, что это экологически чистая ракета, работает на экологически чистом топливе".

С космодрома "Восточный" будет стартовать и более мощная версия "Ангары". Если первый полет был легкой ракеты, то в декабре в космос отправится именно тяжелая модификация. По сути, "Ангара" – это не одна, а целых 4 ракеты. Словно кубики из универсальных модулей (или как их называют "УРМы") можно собрать ракету грузоподъемностью от 4 до 35 тонн. Стартовый комплекс при этом — один, универсальный.

В 2008-м двигатели "Ангары" впервые на испытаниях получили команду "ключ на старт". В прошлом году первая ступень "Ангары" вывела на орбиту корейскую ракету KSLV в рамках международного сотрудничества с Россией.

"Похожие схемы использовались и ранее, но в чистом виде модульную схему мы реализуем впервые, — поясняет Юрий Бахвалов. – Кстати, между прочим, сейчас за нами идут китайцы. В ближайшее время и французы за нами хотят идти, и американцы. В данном случае создание полностью модульной схемы – это, в общем-то, мы сделали первые в мире".

Первый полет космической ракеты-носителя, спроектированной в современной России, – все же знаковое событие. Но впереди еще много работы, в первую очередь, создание самой мощной модификации "Ангары" – А7. И, возможно, не только "Ангары".

"У нас амбициозные планы, и под эти амбициозные планы должны быть соответствующие возможности, — убежден руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко. — Мощная ракета-носитель – это возможность реализовать то, чего еще нет. Нужно создавать задел будущим поколениям. Работать сегодняшним днем — наверное, это было бы, мягко говоря, неправильно".

В российской космической программе на десятилетия вперед – полеты на Луну и Марс. А, значит, тяжелая и, возможно, сверхтяжелая "Ангара" может войти в историю как ракета для межпланетных экспедиций.