Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 3 месяца назад

Сбивать гражданские лайнеры Украине не впервой

Если расследование придет к выводу, что малайзийский "Боинг" сбили украинские военные, вполне вероятно, что Украина будет отпираться до последнего. Опыт такого рода у Киева уже есть. 13 лет назад украинские ПВО по ошибке сбили гражданский лайнер, на борту которого находилось почти 80 человек.

Если расследование придет к выводу, что малайзийский "Боинг" сбили украинские военные, вполне вероятно, что Украина будет отпираться до последнего. Опыт такого рода у Киева уже есть. Тринадцать лет назад украинские ПВО по ошибке сбили гражданский лайнер, на борту которого находилось почти 80 человек. Свою ответственность за это преступление Украина отрицает до сих пор.

Южный берег Крыма, военный полигон "Опук". Здесь в октябре 2001 года проходили учения украинских ПВО. Стреляли в сторону моря из систем "Бук" и С-200. Одна ракета пролетела больше двухсот километров и поразила российский Ту-154. 78 погибших. Кто стрелял и откуда, выяснили быстро, но украинские военные и тогда не признали вину.

Официальных извинений за массовое убийство родственники погибших не услышали до сих пор. Павел Федорович Капчиц потерял дочь и внука, которого должен был первый раз увидеть. Но этого не случилось. Тела его родных исчезли где-то в Черном море.

"Ни дочку, ни внука не нашли. Нашли только сандалик обгорелый внука. Все. Вот он здесь лежит, вот под этой плитой. Лежит сандалик. И вода с Черного моря. И камушки. Ну, здесь вот так у всех. Какие-то, если вещи, что-то нашлось", — сокрушается Капчиц.

Летевший из Тель-Авива в Новосибирск рейс 18-12 авиакомпании "Сибирь" с экранов радаров пропал 4 октября 2001 года в 13:45 по московскому времени. В этот момент его видел пилот армянского Ан-24.

"Я видел свет от взрыва и сразу после этого — обломки", — вспоминает пилот армянского самолета.

Самолет упал в море между Сочи и Новороссийском. Как только из воды достали несколько кусков фюзеляжа, стало понятно — это не авария. Металл пробит поражающими элементами, ракета взорвалась рядом и осколками поразила самолет. 78 человек погибли после удара украинской противовоздушной обороны.

"Мне сразу стало ясно, что самолет уничтожен ракетой ПВО", — говорит израильский пилот.

В черноморском бассейне военные учения тогда проводила только Украина. Киевские власти понимали, что произошло, но долго молчали. Только через девять дней после трагедии министр обороны признал, что украинская армия имеет отношение к гибели Ту-154.

"Мы причастны к трагедии, хотя ее причины пока до конца не установлены. Я хочу извиниться перед президентом, правительством, родственниками погибших", — говорит Александр Кузьмук.

Несколько высоких чинов были уволены, хотя под суд никто не пошел. А еще позднее министр взял свои слова обратно — государственная политика Украины изменилась. Решили считать, что самолет не сбивали. Выступая в Раде министр врал депутатам.

"Ракета по всем расчетам упала в границах полигона в 12:43, то есть, за две минуты до исчезновения самолета с экранов радаров", — обманывает Кузьмук.

В эти же дни Президент Украины неловко пытался оправдаться.

"Мы не первые и не мы последние. Не нужно делать из этого трагедии. Бывают гораздо более масштабные ошибки", — считает Леонид Кучма.

Такие извинения никто не принял. После этого официальный Киев, борясь с логикой и фактами, стал доказывать, что он здесь вообще ни при чем. Сначала говорили, что учения не состоялись. Но на них присутствовали представители семи стран, в том числе России, и пуски ракет видели. Киев брать ответственность даже в очевидной ситуации не хотел. Родственники погибших подавали иски в международные суды.

"Хотелось бы, чтобы были названы виновные. Мы не хотим расправы. Хотим, чтобы не было лукавства и лицемерия", — сетует сын погибшего Виктора Коляновского Борис.

Сергей Балабанов тогда служил в украинской армии. Занимался расследованием инцидента. О причастности военных к уничтожению гражданского борта знал, но инструкция тогда запрещала говорить об этом открыто.

Причина в том, что в вооруженных силах Украины было мало времени уделено ракетам. Все должны были пройти регламентные ракеты. Я знал, что это будет спущено на тормозах", — говорит начальник контрразведки воздушных сил Крыма в 2006-08 годах Сергей Балабанов.

Украина не брала ответственность в том числе, чтобы не платить крупную сумму авиакомпании. Так и не выплатили. В киевском НИИ судебных экспертиз подготовили справку, что украинские ракеты так далеко и высоко летать не могут. Над Черным морем самолет летел на высоте 11 тысяч метров.

Родственникам погибших Украина, кстати, выплачивала компенсации. Но все равно, при этом, не признавая вины, что людей до сих пор удивляет.

"Это все окружено большой ложью. То есть, ложь, понимаете, начиная с первого момента, как только трагедия эта произошла, они лгали. Лгали, что не было учений. Потом лгали, что ракета не летела. Потом еще лгали. Понимаете, ложь, ложь, ложь и ложь. Все, что связано с Украиной, пусть они меня простят, все, как театр абсурда. Понимаете? У них все вот так вот. У них все вот эти факты. Они все время факты все переворачивают", — считает Капчиц.

В 2001 году боевых действий украинские военные не вели, так что ракетных пусков было немного. Но и тогда разваленная армия гарантировать безопасное применение сложных боевых систем не могла. Главная версия произошедшего — крайне низкий уровень подготовки специалистов ПВО. И преступная халатность командования. Которую признать никто не захотел. Легче было сделать вид, что ни при чем. Как будто и не было этих 78 человек. Но обломки сбитого украинской ракетой Ту-154 до сих пор лежат на дне Черного моря.