Галлиполийский феномен

Сегодня в Турции в окрестностях бывшего города Галлиполи открывается мемориал Белой Армии. Именно там, на Дарданеллах, нашли пристанище около 26 тысяч наших соотечественников, покинувших Россию в годы Гражданской войны. Выброшенные зимой на безжизненное морское побережье, они смогли не только выжить, но и сохранить силу духа.

Сегодня в Турции в окрестностях бывшего города Галлиполи открывается мемориал Белой Армии. Именно там, на Дарданеллах, нашли пристанище около 26 тысяч наших соотечественников, покинувших Россию в годы Гражданской войны. Выброшенные зимой на безжизненное морское побережье, они смогли не только выжить, но и сохранить силу духа.

Шестые сутки поисков в долинах Галлиполийского полуострова. Побережье турецких Дарданелл. По старым фотографиям и архивным картам военные историки ищут место, где располагался лагерь генерала Кутепова. Удача приходит неожиданно. Сличив очередной пожелтевший снимок с пейзажем, историки понимают, они нашли легендарную долину "роса смерти", как называли ее англичане. И где больше года находились остатки белой армии юга России.

Ноябрь 1920 года. Войска генерала Врангеля – последняя вооруженная сила Белой Армии на юге России, эвакуируются из Крыма. 150 тысяч русских беженцев на кораблях под Андреевским флагом прибывают в Константинополь. Но французское оккупационное командование страны решает, русские должны жить как можно дальше в специальных полевых лагерях. Самый многочисленный армейский корпус генерала Кутепова – 26 тысяч солдат и офицеров вместе с семьями высаживаются в Галлиполи – местечке, в трехстах километрах от нынешнего Стамбула.

Странно было все это назвать Галлиполи – красивое место в переводе с греческого. И тогда, и сейчас пустынный кусок морского берега, острые камни, колючий терновник и ядовитые змеи. Части генерала Кутепова высаживались под проливным дождем прямо в раскисшую грязь. Полуодетые, лишенные средств к существованию и родины, выброшенные судьбой на дикий берег чужой земли. Впереди их ждала неизвестность.

А затем начинается беспримерный подвиг русских. Нет ничего, да они ничего и не ждут. В изгнании в тяжелейших условиях они сохраняют верность долгу, присяге и родине. Скудный паек, сырой климат и голод. Но Кутепов понимает, только дисциплина спасет лагерь от разложений и гибели. Они воздвигают походные церкви, строят библиотеки и театры, проводят учения и занимаются строевой подготовкой, живя при этом в бараках без крыши и землянках, покрытых обыкновенным брезентом.

"Основная часть жила в палатках, которые были предоставлены французским командованием. Впоследствии, поскольку местность, как вы видели, продуваемая ветрами, довольно не маленькими, а дело было зимой и было холодно. В палатках отопление было самое примитивное. Люди начали строить землянки. И в этих землянках они провели основную часть холодного месяца: январь, февраль, март 1921 года", – рассказывает историю заселения окрестностей военный историк Станислав Васильев.

К удивлению французов, англичан и турок, желавших как можно скорее распылить войска Врангеля, превратить их в беженскую массу, русские сохраняют армию, как боевую единицу. Умирая от ран, голода и болезней, они создают в этом буквально голом поле русское государство на берегу Дарданелл, то, что потом назовут галлиполийским феноменом. Превращая этот заштатный рыбацкий городок в настоящий европейский центр. Здесь они построят железную дорогу. Восстановят водопровод, открыв пляжи и привнеся высокую университетскую культуру Москвы и Петербурга. То, о чем здесь в Галлиполи из поколения в поколение до сих пор рассказывают в каждом доме, в каждой семье.

"Первые русские начали здесь вечерами гулять по набережной. И им начали подражать местные жители. Они несли сюда европейскую моду. В тот период город был такой космополитичный, но, несмотря на это, все одевались довольно серо и бедно. После приезда русских люди начали менять свой характер одежды, особенно женщины. Начали по вечерам гулять на бульваре. К примеру они здесь создали театр. Первое театрализованное представление здесь увидели. Кинотеатр. То есть был какой-то культурный такой всплеск в деле", – вдохновенно рассказывает профессор социальной географии Чинакалинского университета Айдан Ибрагимов.

На этом месте они проживут больше года, а потом они уйдут, но уйдут победителями. Уйдут, чтобы раствориться на славянских Балканах, рубить уголь на Шпицбергене, работать таксистами в Париже, пробивать тоннели в горах Америки. Офицеры и солдаты бывшей императорской и добровольческой армии в память о своих погибших товарищах поставят здесь памятник. Его разрушит время и землетрясение. Но спустя почти столетие памятник на месте русского кладбища с плитами, где имена более 300 погибших в Галлиполи товарищей восстановят. Его открытие станет уникальным событием связи времен, поколений и судеб. Как символ рассеянной по всему миру, но не сломленной армии. Символ победы русского духа.