Тема:

Журналисты под обстрелом 1 неделя назад

Вадим Аксенов: в плену мы подвергались пыткам

Оператор информационного агентства "Анна-Ньюз" Вадим Аксенов освобожден из плена. Он был захвачен украинскими силовиками в ночь на 23 июля. В плену Аксенова подвергали пыткам, он серьезно пострадал, а спастись ему удалось лишь потому, что он так и не признался, что работает в СМИ.

Оператор информационного агентства "Анна-Ньюз" Вадим Аксенов освобожден из плена. Он был захвачен украинскими силовиками в ночь на 23 июля. По данным представителей Донецкой республики, в плену Аксенова подвергали пыткам, он серьезно пострадал, а спастись ему удалось лишь потому, что он так и не признался, что работает в СМИ.

Последний блокпост перед дорогой в аэропорт. Останавливают все проезжающие машины без исключения. Не для досмотра. Просто предупредить: впереди опасно. Предупреждают: впереди боевые действия, лучше развернитесь, жизнь – одна.

Начальник блокпоста ополченец Тарас дежурил как раз той ночью. Прекрасно помнит группу из четверых журналистов. Их точно так же предупреждали — не стоит идти, тем более в ночь. Но к советам тогда никто не прислушался. Вернулись только двое. Дорога на аэропорт простреливается днем и ночью полностью. Но, естественно, под покровом темноты пройти можно дальше. Чем и воспользовались Грэм Филлипс, стригнер Russia Today, и оператор "Анна-ньюс" Вадим Аксенов.

Максимально близкое расстояние к аэропорту, насколько позволяет ситуация. До взлетно-посадочной полосы около семисот метров. И там постоянно слышны взрывы. Идет бой. Мы работаем без лэйбла на микрофоне. Ополченцы подсказали — кругом снайперы. Дальнейшее продвижение кажется безумием. Но ребята тем вечером подошли вплотную к зданию аэропорта, за что и поплатились. Украинские военные появились внезапно.

"Нас посадили в одну камеру, а потом разъединили. Грэм кричал на своем языке, я – на своем, потому что больно – оно всегда больно", — рассказал освобожденный Вадим Аксенов. Для него все могло закончиться еще хуже, если бы украинские военные узнали про его прошлое. Вадим из ополчения. После контузии занялся мирным ремеслом. Но и без этого знания в плену с ним не церемонились. Били разве что не насмерть. С Грэмом осторожничали — его узнали. Сейчас, по словам Аксенова, Грэм Филлипс может быть на пути в Киев. Он уже однажды побывал в плену украинских военных. Это случилось 20 мая в Мариуполе. Тогда вооруженные люди перевезли его в Запорожье и посадили под замок в армейском бараке. На двое суток. Пытались обвинить в шпионаже. Все закончилось хорошо — вмешалось посольство Великобритании. И вот новый случай.

Случай с Грэмом Филлипсом заставляет власти ДНР закручивать гайки. Ограничения касаются съемок в районе боевых действий. "Идет война, реальная и настоящая. Причем война без конкретной линии фронта. Ты думаешь, что до нее еще далеко, но она может в любой момент оказаться у тебя за спиной", — рассказывает ополченец Юрий.

Правда, ограничения связаны не только с безопасностью журналистов. Были случаи, когда диверсанты выдавали себя за представителей прессы. "Это стандартное правило: журналистам запрещено участвовать в боевых действиях", — говорит ополченец Игорь.

Похоже в ситуацию с Грэмом Филлипсом опять нужно вмешиваться британскому посольству. И делать это надо быстрее. Грэм как-то писал в своем твиттере, что за его голову украинские силовики обещали десять тысяч долларов.