Берлину показали Superjet

В Берлине во вторник торжественно открылась старейшая в мире аэрокосмическая выставка ILA-2008. В этом году мероприятие рекордное по размаху. В российской части экспозиции - уже летающий Sukhoi Superjet-100 и совместные космические разработки Евросоюза и России, которые должны стать ответом проектам НАСА.

Самый дорогой истребитель всех времен Eurofighter и киногерой "бондианы" - боевой вертолет "Тигр", известный по фильму "Золотой глаз", - открыли полетную программу Берлинского авиашоу, который по размаху хоть и считается младшим братом главных мировых аэрокосмических выставок, по возрасту годится им в дедушки. ILA-2008 совсем немного - один год - не дотягивает до круглой даты в сто лет.

Здесь собрано все, что летает с помощью пропеллера, турбин, ротора, ракетных двигателей или силы ветра. Триста летательных аппаратов - гражданских, военных, исторических и специальных, от летающего госпиталя до одноместного самолета, целиком сделанного из углепластика, который может совершить вынужденную посадку на парашюте, – увидят здесь сначала специалисты, а потом и обычные зрители.

В этом году открывать ILA приехала канцлер Германии Ангела Меркель. Ждавший ее появления оркестр вступил в неравную борьбу с ревом авиационных двигателей.

В российском павильоне Ангеле Меркель подарили модель лунохода - это близнец будущего российско-немецкого аппарата, который будет высажен на спутник Марса Фобос. Три самые крупные иностранные экспозиции на авиашоу - индийская, американская и наша. Россия и Европа собираются вместе строить новый пилотируемый космический корабль. Это будут обсуждать на ILA. У другого же совместного проекта уже есть конкретные сроки.

"Первый запуск Россия должна обеспечить в 2009 году. Это будет наш ракетоноситель "Союз", - говорит Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства.

Российская новинка, которой здешняя пресса уделила больше всего внимания, - новый ракетоноситель "Ангара". Самая мощная - 24,5 тонны нагрузки - и самая чистая среди всех отечественных ракет.

"Первая – это легкая "Ангара-1". "Ангара-4" – это тяжелая ракета. Наша задача состоит в том, чтобы на российском космодроме в Плесецке в 2010 году успешно стартовала легкая ракета, а в 2011 году – тяжелая ракета. Для этого есть все возможности", - уверяет Анатолий Перминов.

Космонавту Сергею Крикалеву пока приходится больше раздавать автографы, хотя приехал он сюда за другим. "Сейчас появляются новые системы связи, появляются новые системы наблюдения за Землей. Есть новые возможности, которые мы сможем применить в своих разработках, поэтому идет сбор информации по крохам. Для этого народ и собирается на выставках", - говорит летчик-космонавт, вице-президент РКК "Энергия" имени Королева Сергей Крикалев.

Среди главных зрительских магнитов авиашоу - аэробус А-380. Он здесь не в первый раз, но это зрелище, когда гигант с 80-метровым размахов крыльев отрывается от полосы, по-прежнему завораживает зрителей

Сегодня