Под понятие "блогер" попадает любой интернет-сайт, даже "Госуслуги". Реплика Максима Кононенко

Первого августа вступает в силу федеральный закон №97 об упорядочении обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Это набор поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который описывает обязанности и права блогеров.

Первого августа вступает в силу федеральный закон №97 об упорядочении обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Это набор поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который описывает обязанности и права блогеров.

Блогеры обязаны: не совершать преступлений, не разглашать тайну, публично объявить свое настоящее имя, проверять достоверность размещаемой информации и вообще выполнять все требования закона "О средствах массовой информации", применяемые к средствам массовой информации.

На что же блогеры имеют право? Да ни на что, кроме того, что гарантировано Конституцией: искать и распространять информацию. Никаких аккредитаций на официальные мероприятия, никакого пересечения полицейского оцепления, никакого права на нераскрытие источников информации. То есть, блогер — это такое недоСМИ, которое, впрочем, в любой момент может зарегистрироваться как СМИ и в дополнение к обязанностям получить и права. Если хочет.

А вот блогером можно стать, даже если не хочешь. Вступающий в силу закон впервые вводит юридическое понятие "блогер". Цитирую: "Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет (далее — блогер)". Конец цитаты.

Как вы понимаете, под это удивительное определение попадает совершенно любой работающий интернет-сайт, включая интернет-магазины, службы знакомств, сервисы с информацией о погоде и даже, вы не поверите, сайт "Госуслуги". Продажа авиабилетов, бронирование гостиниц, карты с пробками — все это сайты, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет больше трех тысяч пользователей. То есть, все это — блогеры.

Таков закон. И согласно этому закону, Роскомнадзор обязан запросить у хостера каждого такого блогера его идентификационные данные. А если хостер не ответит — то Роскомнадзор должен заблокировать оного блогера.

То есть, если мы говорим о букве закона, несчастный Роскомнадзор должен попытаться зарегистрировать в своих реестрах любой интернет-сайт мира, суточная посещаемость которого превышает 3000 человек.

Разумеется, нерусские хостеры не будут отвечать Роскомнадзору — какое им дело до какого-то там заморского ведомства, которое разве что может ограничить доступ к одному из клиентов. То есть, если говорить о соблюдении буквы вступающего в силу закона, то практически весь Интернет в ближайшие недели и месяцы должен быть заблокирован.

И, разумеется, этого не произойдет. Потому что в статье 9 нашего закона написано так, цитирую: "В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, сайтов или страниц сайтов, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет". Конец цитаты.

Вы понимаете — в случае! Вот она, великая сила русского законодательства. Оно, и только оно во всем мире может позволить себе быть основанным на простом случае! В случае если кто-то обнаружит, что вы — блогер, то вам придется держать ответ перед реестрами. А в том случае, если вас не обнаружат — для вас ничего не меняется.

Заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов в беседе с блогерами, состоявшейся 22 июля, так и сказал: вам нечего бояться. Мы никаких специальных счетчиков делать не будем.

Ну что же, это прекрасно. Да что там — это ведь не противоречит никакой другой русской правоприменительной практике. Она вся основана только на случае. В случае если вас остановит сотрудник ГИБДД, например. А он остановит вас наверняка только в том случае, если вы или на очень дешевой, или на очень дорогой машине, но в том и другом случае без атрибутов неприкосновенности. Или же вы очень уж нарушаете.

Если же вы середнячок на кредитной иномарке стоимостью до миллиона и едете с положенной скоростью — полицейский будет смотреть насквозь вас. С вас нечего взять. Также и Роскомнадзор будет смотреть насквозь всех тех, у кого посещаемость не три, а тридцать тысяч в день, если только вы зачем-то ему не понадобитесь. Или если вы не будете нарушать правила.