Таунхаусы больше не привлекают инвесторов

Впервые таунхаусы начали продаваться на Подмосковном рынке недвижимости примерно 15 лет тому назад. Аналитики тогда предрекали им большой успех. На данный момент можно сказать, что оправдалась только часть прогнозов.

Впервые таунхаусы начали продаваться на Подмосковном рынке недвижимости примерно 15 лет тому назад. Аналитики тогда предрекали им большой успех – ведь это и альтернатива квартире в Москве, и прекрасная замена коттеджу в пригороде, и перспективное жилье для развития пригородных районов. На данный момент можно сказать, что оправдалась только часть тех прогнозов.

Сегодня в Подмосковье существует 109 поселков, в которых предлагаются таунхаусы, причем 19 из них относятся к разряду элитных. Всего покупатели могут выбрать из примерно 3600 объектов (490 из них – люксовые). Это 5% от общего объема рынка загородной недвижимости – на 0,4 % меньше того же показателя в последнем квартале 2013 года. Причем количество элитных домов типа таунхаус выросло с того периода на 1,4%.

В целом таунхаусы покрывают примерно 9-10% продаж на рынке Подмосковья. Треть находится на Новорижском шоссе, а минимум – примерно 2% от общего объема продаваемых объектов – на Алтуфьевском и Сколковском шоссе.

Интерес к секционному типу жилья стал рождаться перед кризисом 2008 года, который ударил в основном по среднему классу – основным потенциальным покупателям таунхаусов. После этого спрос на этот вид недвижимости стабильно падал – в результате в конце 2013 года они составляли всего 14% всех продаж рынка загородной недвижимости. Сегодня на первичном рынке их доля составляет 12% и всего 6% в строящихся коттеджных поселках.

Тем не менее, спрос на такие дома все же есть. Обычно таунхаусы в Подмосковье приобретают люди, продающие квартиру, уже на стадии сдачи поселков, когда все дороги и коммуникации готовы, а в жилье можно въезжать. Собственники, по сути, меняют одно жилье на другое, поэтому так важна завершающая стадия готовности дома.

Наибольшей популярностью пользуются таунхаусы эконом-класса. Они не являются конкурентами земле без подряда – у объектов разная целевая аудитория, зато дают покупателю возможность сразу переехать жить в купленную секцию.

На данный момент многие аналитики соглашаются, что подобный формат загородной недвижимости в некотором роде разочаровал инвесторов – он не так хорошо продается и не поднимается в цене. Возможно, это связано с тем, что таунхаусы пришли из-за границы, где их покупателем является в основном средний класс, практически отсутствующий в России. В Подмосковье многие проекты секционных домов 2011, 2012 и даже 2008 годов строительства до сих пор продаются.