Обострение в Ираке: исламисты объявили охоту на езидов

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики подает в суд на нового президента страны Фуада Маасума. Тем временем, на севере страны продолжаются бои между правительственными и курдскими войсками с одной стороны и исламистами с другой. Под прикрытием военных из окружения выбрались около 20 тысяч езидов.

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики подает в суд на нового президента страны Фуада Маасума. В эфире гостелевидения Малики заявил, что считает неконституционным решение Маасума не утверждать его в должности. Тем временем, на севере страны продолжаются бои между правительственными и курдскими войсками с одной стороны и исламистами с другой. Под прикрытием курдских военных из окружения выбрались около 20 тысяч езидов — представителей этно-конфессиональной группы, которых исламисты целенаправленно уничтожают.

Несколько десятков тысяч человек, километровая очередь из автомобилей: беженцы-езиды – представители многочисленной этно-конфессиональной группы — стремятся как можно скорее покинуть север страны, подконтрольный исламистам. Боевики объявили за ними настоящую охоту.

На границу с Сирией и в столицу иракского Курдистана – Эрбиль — добралось меньше половины из 40 тысяч езидов, блокированных исламистами на горе Синджар. Остальные прячутся в горах. Выйти из окружения удалось под прикрытием курдских военных.

"Я посадила двоих сыновей в машину, а пока возвращалась домой забрать третьего, машина уехала, — рассказывает одна из местных жительниц. — С тех пор я не видела их и мужа. Половину пути сюда мы прошли пешком, потом нас подобрала проезжающая машина".

Многие не вынесли долгого и тяжелого перехода. Десятки человек сорвались в пропасть. Часть погибла от голода, жажды и жары. Днем температура в этом районе поднимается до 50 градусов. Убегая, не успели захватить даже самое необходимое. На пути из окружения некоторые беженцы еще устраивали вылазки, чтобы забрать у исламистов скот.
Воду добыть и вовсе было негде. Американские военные организовали доставку пищи и воды в район, сбрасывая помощь с вертолетов. Но большинство контейнеров разбились или улетели вниз по склону, где лагерем встали джихадисты.

"Я пешком спустился с горы, — рассказывает один из езидов. — Все, что у меня было, – это бутылка воды. Лишь изредка мы могли попить. И такое перенести пришлось не только мне. Тысячам людей".

Тем, кто попадает в плен, исламисты предлагают выбор — принять ислам и воевать на стороне боевиков или смерть. Женщин забирают в рабство. За несколько месяцев погибли около полутысячи езидов. Двести тысяч вынуждены были покинуть свои дома.

Город Синджар, где и проживали большинство иракских езидов, был захвачен и разорен. Людей живьем закапывали в землю. Боевики Исламского государства известны своей жестокостью, которая, говорят, пугала даже Усаму бен-Ладена. Езидов, как и христиан, и представителей других конфессий ненавидят. Пленных показательно казнят.

Последние неудачи еще больше обозлили исламистов. Авиаудары американцев уничтожили несколько их опорных пунктов. Курды отбили ряд городов на севере. Впрочем, списывать Исламское государство (запрещена в РФ) со счетов рано. И пока премьер Ирака Нури аль-Малики готовится подать в суд на президента страны и борется за власть, стягивая в Багдад дополнительные силы, исламисты захватили город Джалаула, недалеко от границы с Ираном.