Цена свободы: антироссийские санкции срикошетили по Европе

Антироссийские санкции ударят по продовольственному рынку Великобритании, предупреждает The Daily Telegraph. В условиях изоляции от мировых рынков, в том числе финансовых, такого крупного экспортера, как Россия, рост цен на зерно неизбежен. Другие европейские страны тоже подсчитывают убытки.

Антироссийские санкции ударят по продовольственному рынку Великобритании, предупреждает The Daily Telegraph. Издание пишет, что в условиях изоляции от мировых рынков, в том числе финансовых, такого крупного экспортера, как Россия, рост цен на зерно неизбежен. Другие европейские страны, привыкшие к доходам от поставок продуктов питания в Россию, тоже подсчитывают убытки от российского эмбарго и готовятся предъявить их Еврокомиссии.

На создание своего бизнеса у польского фермера Андрея ушло 20 лет. Ежегодно он продавал 370 тысяч кур, 40 процентов шло на экспорт. Лидеру по производству мяса птицы теперь грозит разорение. Потери Польши — 750 миллионов евро. В таком же положении из-за санкций оказались тысячи аграриев по всей Европе.

"Наша жизнь сильно осложнится. Нужно будет снижать объемы производства, невозможно производить себе в убыток. И если курятина не будет востребована, стоит ожидать банкротств", — поясняет владелец куриной фермы Андрей Сирадзки.

Европейцы посчитали и схватились за голову. Контрмеры рикошетом ударили по всей экономике. Предприятия и хозяйства вынуждены отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Убытки исчисляются миллионами евро. В Греции компенсаций требуют не только крестьяне, но и транспортные компании, которые вынуждены отменять перевозки в Россию.

Испанские фермеры принесли невостребованные сливы министру сельского хозяйства страны. Та решила, что оплатить ущерб должен кризисный фонд Евросоюза, но денег на всех не хватит. В Британии, которая импортирует больше трети зерна, опасаются взлета цен.

Литва решает, как быть — просто выбросить гниющие продукты или раздать их бедным. Еврокомиссия предлагает скупить 10 процентов от всего урожая нектаринов и персиков и распределить их бесплатно по больницам и школам. Эстонские власти впали в истерику, заявляя, что Россия не имела права на ответные санкции, ведь из-за них прибалтийскую страну ждет аграрный и продовольственный кризис.

"Наиболее простой путь вернуть все на круги своя — вести себя, как положено в XXI веке, и прекратить вмешиваться в дела Украины и потворствовать насилию. У Евросоюза, США и других представителей свободного общества не оставалось иных вариантов. У безопасности и свободы всегда есть цена", — обращает внимание портал Delfi.

Не предоставляя доказательств и опираясь на голословные обвинения, США навязали ограничения против России многим западным странам, в том числе и Австралии. Но как только ответные санкции ударили по ней самой — политики вдруг вспомнили о морали и нравственности.

"Они не имеют морального права, чтобы принимать такие меры. Когда я слышу о санкциях, которые приняли русские, мне становится дурно", — отмечает один из комментаторов.

Дурно стало и норвежским бизнесменам, для которых Россия являлась крупнейшим экспортным рынком рыбы. В обход официальной политики властей, компании рассчитывают возобновить поставки через свои офисы в Чили.

Пока Европа в панике ищет новые рынки сбыта для своей продукции, заменить европейские товары вызвалась Латинская Америка. Такого поворота ситуации европейцы явно не ожидали. Брюссель выразил озабоченность, теперь намерен убедить латиноамериканцев отказаться от расширения экспорта. Только вот рычагов давления у ЕС нет, остается только призывать к губительной солидарности.

Но Латинская Америка, опираясь на интересы собственного бизнеса, уже расширяет поставки продовольствия в Россию. Еще 89 поставщиков мяса и молочных продуктов из Бразилии допущены на российский рынок. Увеличить объемы намерены в Чили. Эквадор готов заменить норвежскую рыбу, креветки и тунца, причем лучшего качества.

Наращивание объемов экспорта станет главной темой визита аргентинской делегации в августе в Москву. А европейцы, будучи не в силах как-то помешать, вынуждены мириться с тем, что выгодные контракты уходят к другим, более независимым от Вашингтона поставщикам.