ВВС России выходят на новый уровень


фото ИТАР-ТАСС

Военно-воздушные силы отмечают профессиональный праздник. 102 года назад Генштаб Российской империи сформировал специальную воздухоплавательную часть. Сегодня военная авиация получает принципиально новое качество.

Военно-воздушные силы отмечают профессиональный праздник. 102 года назад Генштаб Российской империи сформировал специальную воздухоплавательную часть. Сегодня военная авиация получает принципиально новое качество.

В небе над липецким аэродромом — новейшие многофункциональные истребители Су-30CМ. На них пока еще не показывают фигуры высшего пилотажа. Идет, если так можно выразиться, обкатка, проверка боевых и маневренных качеств самолетов, которые совсем недавно начали поступать в Военно-воздушные силы России.

Именно Липецкому авиацентру выпала честь первыми их испытать. Летчики признаются: они просто грезили о том, чтобы сесть за штурвал новой "сушки". "Мощные, маневренные, послушные в управлении машины, глубоко продуманные нашими конструкторами", — дает характеристики начальник Липецкого авиационного центра Александр Харчевский.

Новые машины — это только полдела, теперь надо переучивать пилотов, которые привыкли к устаревшим истребителям. Сверхманевренные Су-30СМ с управляемым вектором тяги могут зависать в небе в вертикальном положении и выполнять маневры на нулевых скоростях. Они идеально походят для борьбы с воздушным, наземным и морским противником, способны одновременно обнаруживать и поражать 10 целей.

Полковник Александр Гостев — пилот-снайпер — впервые сел за штурвал этого истребителя год назад, но до сих пор каждый полет это работа над ошибками. "В небо идем как на работу, потому что прежде чем сегодня подняться в небо, я вспоминаю ошибки вчерашнего дня", — признается он.

Тем временем, на подмосковном аэродроме военные пилоты испытывают новейший самолет-разведчик Ту-214. Самолет разбит на три отсека и рассчитан на полеты до 10 часов. Он создан на базе пассажирского лайнера, в кабине отличий почти никаких, как и в гражданской модификации — за все отвечает электроника. Но главное не в кабине, а в салоне. Раздвижные створки в нижней части фюзеляжа открывают объективы цифровых фотокамер. Мощные локаторы и сверхточная оптика — уши и глаза самолета-разведчика. Эти машины участвуют в полетах по международному договору "Открытое небо".

Хельсинские соглашения 1992 года позволяют государствам следить друг за другом с воздуха. Каждый год проходят запланированные полеты над территорией той или иной страны для контроля вооружений. "Контроль за ядерным вооружением, аэродромами, состоянием военных объектов и их изменениями, — уточняет заместитель командира авиабазы "Чкаловская" по летной подготовке Геннадий Болденко. — Сложность этих полетов в том, чтобы пройти точно по заданному маршруту в точно отведенное время".

Возможности оптики ограничиваются международным договором, по которому снимки должны быть в строго определенном разрешении. По идее, самолет можно было бы оснастить камерами, которые позволяли бы прочесть книгу в руках у человека. Оптико-электронная система "Фракция" на это способна.

Самолет Ту-214р — разведчик, который уже скоро поступит на вооружение ВВС, будет такими возможностями обладать, а еще он сможет обнаруживать вражеские локаторы, ПВО и прослушивать переговоры наземных служб и пилотов. Такие технологии выводят военно-воздушную разведку на новый уровень. А еще палубная авиация получила в этом году неожиданный подарок. Тренажер "Нитка", расположенный в Крыму, вернулся в собственность России. Это уникальный тренировочный комплекс, длина посадочной полосы примерно такая же — как у российского авианосца "Адмирал Кузнецов". Тренажер оснащен симулятором погоды, трамплинами и катапультой. Украина сама этим объектом не пользовалась, только сдавала его в аренду России. За эти годы комплекс устарел, так что в ближайшее время "Нитку" ждет масштабная модернизация.