Госдеп США грозит звездам санкциями за симпатии к России

Вашингтон диктует своим гражданам, как относиться к России, и следит за тем, чтобы бизнес и сфера культуры не выбивались из общего курса. Так, представителям киноиндустрии настойчиво рекомендовали не показывать на публике своих симпатий к России, как это делают, например, Микки Рурк и Стивен Сигал.

Вашингтон диктует своим гражданам, как относиться к России, и следит за тем, чтобы бизнес и сфера культуры не выбивались из общего политического курса. В Госдепе пообещали контролировать, как американские компании соблюдают антироссийские санкции, а представителям киноиндустрии настойчиво рекомендовали не показывать на публике своих симпатий к России. Правозащитников встревожили подобные призывы. Традиционные американские ценности под угрозой. Власти распространяют диктатуру не только на другие государства, но и на своих граждан.

Актеры, которые вызвали недовольство Госдепа: Стивен Сигал регулярно ездит в Россию, а тут еще и в Крым нагрянул, поддержав политику Москвы на полуострове. В компанию к голливудской звезде присоединился другой легендарный актер Микки Рурк, надевший на себя футболку с изображением российского президента и открыто заявивший, что Путин ему нравится.

После таких откровений в Вашингтоне, вероятно, решили, что пора заняться идеологическим воспитанием голливудских звезд. В прессе появились сообщения, что актерам стали поступать звонки с требованием не высказывать публично своих симпатий к России.

По некоторым сведениям, звонили как раз Микки Рурку, вернее, его агенту. Это что-то вроде предупреждения. Ведь если потребуется, актера могут наказать. Так уже бывало в истории США, напоминает профессор Высшей школы экономики американист Александр Домрин.

"Были примеры, но это период маккартизма — период "поиска ведьм" в США конца сороковых-начала пятидесятых годов, – поясняет Домрин. — Даже Питера Сигера за его коммунистические убеждения (а Америка — свободная страна, как думают американцы) к тюремному заключению приговаривали. Но то, что Америка сейчас возвращается в период холодной войны даже не времен Рейгана, а времен "охоты на ведьм" Маккарти, это, конечно, для всех новость".

Карьера популярного певца Пита Сигера была разрушена, когда его обвинили в антиамериканизме. Огромное количество актеров, писателей, журналистов, ученых, музыкантов попали в черные списки. Им запрещали публиковаться, выступать с концертами, сниматься в кино. Сейчас все это может повториться.

Такая диктатура Вашингтона, обращенная не вовне, а на своих же граждан, многих изумила. Едва Голливуд успел избавиться от киноштампов, где русские в боевиках обязательно были негодяями и бандитами, и фабрику фильмов снова загоняют в идеологические рамки.

Контроль за умами распространяется не только на культуру. Госдеп уже пообещал следить за тем, как американские компании соблюдают антироссийские санкции. Представитель ведомства Мари Харф, конечно, упомянула, что власти в целом доверяют бизнесу, но не спускают глаз с потенциальных нарушителей.

Заявление прозвучало как раз после того, как в СМИ начали публиковать материалы о возможных обходных схемах ведения бизнеса в нефтяной и оружейной сферах. Американские компании не хотят терять деньги, но сейчас капиталистический мир вынуждают отказываться от доходов во имя большой политики.

Пока, впрочем, это административное давление проявило себя еще не в полной мере, полагает заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов, иначе бизнес уже бы начал бунтовать. Просто еще не достигнута критическая точка.

"Как только американский бизнес и те бизнесмены которые имели свои интересы в России, почувствуют, что они больше не могут идти на уступки, когда начнется давление на американскую администрацию, тогда будет поставлен вопрос о санкциях, — отмечает эксперт. — Вспомните поправку Джексона-Вэника. Ее отменили, только когда бизнес стал давить на конгресс, потому что эта поправка была невыгодна американским бизнесменам".

"Тогда они организовали мощную лоббистскую кампанию. Но до тех пор, пока бизнес будет молчать, такая политика будет продолжаться. Однако когда бизнес, настроенный на российский рынок, начнет оказывать давление, администрация уже не будет законодателем мод, а лоббисты будут оказывать влияние на политику, но я не думаю, что это произойдет при Обаме", – говорит Гарбузов.

Американские обозреватели уже бьют тревогу, видя в происходящем прямую угрозу свободе и традиционным американским ценностям. Пока Вашингтон диктовал Европе свою политику, навязывал санкционную войну, устраивал революции по всему миру, насаждая псевдодемократию, американцы готовы были мириться с чем угодно. Даже когда все чаще стали проявляться признаки цензуры на ведущих западных телеканалах, когда аудитория покорно проглатывала антироссийскую пропаганду, полагая, что в Белом доме знают лучше как действовать.

Однако сейчас политика напрямую вмешивается в размеренную жизнь американцев, считавших, что уж они-то находятся в неприкосновенности. Внезапно они начали понимать, что их государство не совсем такое, каким они его себе представляли, отмечает американист Александр Домрин.

"Первая поправка американской конституции, с моей точки зрения, является самым высоким достижением американской цивилизации. Это свобода слова и выражения мнений, – отмечает эксперт. — Если Госдеп предпринимает такие действия и начинает диктовать актерам, деятелям культуры, писателям и своим гражданам, что делать и как поступать в отношении России, то это отказ Америки от самой себя, это потеря Соединенными Штатами самих себя. И это крайне прискорбно".

Все это грозит серьезным ростом недовольства в США. Фермеры, попавшие под российские контр-санкции, адресуют свой гнев не Москве, а Вашингтону, поскольку понимают, что если бы не агрессивная политика Обамы, у них бы не возникло проблем. Предприниматели несут убытки. Впрочем, многие уже не раз предполагали, что все это часть плана в противостоянии демократов и республиканцев.

Последние рассчитывают окончательно растоптать Барака Обаму в глазах американцев и потом прийти к власти, пообещав исправить все, что натворил нынешний президент. Вдобавок в предвыборных кампаниях не надо будет оправдываться за растущий госдолг, ведь люди будут озабочены совсем другими проблемами.