Тема:

Беспорядки в Фергюсоне 6 лет назад

Комендантский час в Фергюсоне продлен еще на сутки

Обстановка в американском городе Фергюсон, где от рук полицейского погиб чернокожий подросток, остается напряженной. Решением властей штата комендантский час, который действует с вечера пятницы, продлен еще на сутки. Полиция ожидает новых вспышек насилия.

Обстановка в американском городе Фергюсон, где от рук полицейского погиб чернокожий подросток, остается напряженной. Решением властей штата комендантский час, который действует с вечера пятницы, продлен еще на сутки. Полиция ожидает новых вспышек насилия. Расовый подтекст протестов накладывается на ненависть к силам правопорядка.

На улицах Фергюсона — вновь бронетехника и полицейские в спецзащите. Наготове противогазы и ружья с резиновыми пулями, однако теперь силы правопорядка ведут себя сдержаннее.

Районы не самые благополучные, мягко говоря, и ситуация с безопасностью здесь всегда была непростой, поэтому от новых полицейских властей ждут, с одной стороны, аккуратных, с другой — решительных действий.

В ночь на субботу были ограблены три магазина. Больше всего пострадал ликеро-водочный — внутри все вверх дном. Мародеры тащили бутылки с алкоголем на глазах у полицейских и журналистов, брали, что подороже, и по максимуму — сколько могли унести на себе. Патрули намеренно бездействовали — ни одного ареста. От окончательного разорения торговые точки спасли сами жители городка, окружив их живой цепью.

В местной церкви губернатор штата Миссури Джей Никсон объявил жителям Фергюсона о введении чрезвычайного положения и комендантского часа — с полуночи до 5 часов утра. Общение получилось нервным.

"У нас должен быть мир, и нам надо его сохранять. Вся планета смотрит на нас. Это проверка — смогут ли жители здесь и в других местах страны разорвать этот замкнутый круг страха, недоверия и насилия, — говорит губернатор.

"Извините, губернатор, это вы должны предъявить полицейскому обвинения в убийстве!" – не согласна одна из местных жительниц.

Протесты в Фергюсоне вспыхнули 9 августа после того, как белый полицейский Дэррен Вилсон застрелил 18 летнего черного парня Майкла Брауна прямо на дороге. Тот был безоружен. Кто на кого напал первым, выясняет ФБР. Власти обнародовали запись с камеры наблюдения магазина — Брауна подозревают в том, что в тот день он украл коробку дорогих сигар.

"Что бы там ни произошло в магазине, это не имеет значения, ведь Майкл встал на колени, поднял руки и закричал: "Не стреляйте!" А его убили. И сейчас этим видео просто пытаются отвлечь внимание", — говорит двоюродный брат погибшего Эрик Дэвис.

В полиции этот мотив отрицают, заявляя, что обнародовали пленку, потому что об этом просили СМИ.

Шериф и мэр города — белые, хотя две трети населения Фергюсона — черные. Многие просто не ходят на выборы. Спустя полвека после полной юридической отмены сегрегации общество остается разделенным по расовому признаку. Почти 90 процентов афроамериканцев, опрошенных социологическим центром Pew Research, заявили, что дискриминация в США до сих пор существует.

"Барак Обама может быть президентом, а Опра Уинфри — миллиардершей, но это исключения. Реальность многих американцев африканского происхождения — другая. "Черный" используется как синоним слова "преступник". Они — маргинализированный и подчиненный класс, который живет в полицейском государстве. Именно это и прорвалось здесь, в Фергюсоне", — говорит глава общественной организации ''Борьба черных'' Монтега Симмонс.

На майке — портрет Анджелы Дэвис. Нынешняя организация выросла, в том числе, из партии "Черные пантеры" 60-х годов. В те времена в американских автобусах были места "только для белых", равно как и школы, кинотеатры и рестораны. Сегодня это кажется дикостью. Однако половина черного населения, говорят эксперты, так и осталась на социальном дне, а разделение на черные и белые кварталы и даже города — обычное дело. Фергюсон — типичный пример. Высокий уровень безработицы и преступности.

По данным правозащитной организации UCLA, гибель Майкла Брауна стала уже четвертым случаем только за этот месяц, когда белые полицейские открывают огонь по безоружному чернокожему мужчине и убивают его.

До этого резонансным стало убийство во Флориде в феврале 2012 года — районный дружинник-доброволец Джордж Циммерман застрелил 17 летнего чернокожего подростка Трэйвона Мартина. Впоследствии суд присяжных Циммермана оправдал.

А самое массовое восстание произошло в апреле 1992 года в Лос-Анжелесе после того, как пятеро полицейских избили чернокожего мужчину Родни Кинга. Беспорядки длились шесть дней, губернатор призвал на помощь национальную гвардию и десантников. 53 человека были убиты, более 2000 ранены, 11000 — арестованы.

На этот раз в Фергюсоне силы правопорядка удивили даже ветеранов Ирака: морпехи утверждают, что в Багдаде и Фаллудже экипировка у них была легче.

В Фергюсоне, в центре Америки, полицию увидели в военном камуфляже и бронежилетах с высшим классом защиты, в руках — короткоствольные винтовки калибра 5.56, разработанные на основе армейского карабина М4, шесть дополнительных магазинов к ним по тридцать патронов в каждом. Поддержку обеспечивали бронеавтомобилями, рассчитанными на подрыв фугаса.

Спецсредства полицейские применили и против журналистов. Корреспонденту телеканала "Аль-Джазира" во время прямого включения под ноги бросили гранату со слезоточивым газом. А репортеров Huffington Post и Washington Post арестовали без объяснения причин.

Барак Обама, который обычно требует от других стран проявлять особую сдержанность во время массовых беспорядков, на этот раз вынужден был осадить американских полицейских. Митинги в поддержку семьи убитого парня прошли по всей стране в десятках городов от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Организовывались в том числе в социальных сетях – "Твиттере" и "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ). Общий хэштэг — "правосудие для Майка Брауна".

И один слоган: "руки вверх — не стреляйте". На главную улицу в Фергюсоне приходят целыми семьями с маленькими детьми. И хотя патрульных полностью сменили — теперь в основном это афроамериканцы — из динамиков чаще всего слышится одна песня, с нелицеприятным для полиции содержанием.

Несмотря на все усилия местных властей, обстановка в Фергюсоне остается крайне напряженной. Сейчас протесты мирные, но ни у кого — ни у митингующих, ни у полицейских — нет сомнений: в любой момент ситуация может взорваться.