Еженедельная программа Вести.net от 23 августа 2014 года

Привет, планета, это программа Вести.net, вернувшаяся из отпуска. В погоне за новостями нашу съемочную группу занесло в Анапу. Здесь проходит кубок Билайна по кайтингу. Заодно компания решила показать новые операторские устройства для тех, кто покупает первый смартфон.

Привет, планета, это программа Вести.net, вернувшаяся из отпуска. То есть мы вернулись, а вот сама индустрия не особенно. И в погоне за новостями нашу съемочную группу занесло в Анапу. Здесь проходит Кубок Билайна по кайтингу, ну и заодно компания решила показать новые операторские устройства, что называется, начального уровня, для тех, кто покупает первый смартфон. Подробнее об этом — в программе Hi-tech, еще одной передаче с моим участием.

А теперь к главной теме последних недель. Как известно, сейчас Америку поразила благотворительная блажь — все обливаются холодной водой, по одиночке и скопом. Давайте начнем с истории вопроса.

Флеш-моб Ice Bucket Challenge или "Испытание ведром ледяной воды" захватил весь мир. Тысячи людей из разных стран обливаются водой из ведра в поддержку благотворительной кампании ALS Ice Bucket Challenge, чтобы привлечь внимание общественности к заболеванию центральной нервной системы под названием боковой амиотрофический склероз, которое еще известно как болезнь Лу Герига.

Знаменитости, которые хотят поддержать кампанию должны вылить на себя ведро холодной воды и разместить запись в сети. После этого они могут бросить вызов своим друзьям или коллегам — если те не выполнят задание в течение 24 часов, они обязаны сделать пожертвование в 100 долларов пользу фонда ALS Association.

Пит Фраэйтс, человек, который придумал флеш-моб, из-за болезни Лу Герига больше не может говорить. И вместо опрокидывания на себя ведра со льдом, он снял видео, где улыбается и кивает головой в такт хиту 1989 года "Ice Ice Baby". Он разместил этот ролик в Facebook, под которым описал условия испытания и бросил вызов своим друзьям по баскетбольному колледжу. Таким образом, цепочка была запущена.

Дальше виральность кампании было трудно предсказать. Первую неделю видео медленно кочевало из аккаунта в аккаунт, пока к флеш-мобу не присоединился глава бейсбольной команды Бостон Red Soх.

Дальше Ice Bucket Challenge добрался до игроков НБА, бразильских футболистов на чемпионате в Испании. Из спорта в шоу-бизнес, политику, журналистику и, конечно, огромную популярность флеш-моб получил в IT-сфере. В сети появился ролик с Марком Цукербергом: "Всем привет. Вчера губернатор Крис Кристи бросил мне "Ледяной вызов ALS". Губернатор, я принимаю вызов. И перед тем, как я обрушу это ведро ледяной воды на свою голову, я хочу передать эстафету следующим людям — Биллу Гейтсу, моему партнеру Шерил Сандерберг и основателю Netflix Риду Хастингсу. Вы должны сделать то же самое в ближайшие 24 часа или пожертвовать сотню долларов в фонд ALS. Ок, поехали. (обливается) Это было очень холодно!"

Основатель Майкрософт Билл Гейтс не заставил себя ждать. Но подошел с процессу "творчески" — с точки зрения инженера и спроектировал конструкцию, опрокидывающую на человека ведро воды, если тот потянет за веревку. "Я здесь присоединяюсь к людям, которые привлекают внимание к болезни Лу Герига. И я также хочу бросить вызов следующим трем людям: Элон Маск, Райн Сикраст и Крис Андерсон из TED. У вас есть 24 часа! Удачи!" (обливается)

Глава компании Tesla Элон Маск, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, Джеф Вайнер из Linked In, глава Apple Тим Кук. Глава Amazon Джеф Безос признался, что очень долго думал, кому же бросить вызов. "Очевидно, Эдвард Сноуден. Это так очевидно. Потом я подумал, вы знаете, вдруг он и этот вызов сольет? Мне хотелось чего-то большего. И это же очевидно — Королева и Папа Римский. Это было бы так воодушевляюще, но вряд ли сработает. Потом мы устоили мозговой штурм и кто-то предложил его. Лучше не придумаешь! Это настоящая бомба! — Ким Чен Ын. И это было бы невероятно!"

В итоге глава Amazon передал эстафету звездам сериала Star Track "Звездный путь" Уильяму Шетнеру, Патрику Стюарту и Джорджу Такеи, которые, по словам Безоса, были кумирами его детства.

Список принявших вызов продолжает расти. За эти две недели люди разместили больше миллиона видеороликов с обливаниями на Facebook и упомянули об "испытании ледяным ведром" в Twitter более 2,5 миллионов раз.

Пожертвования в ALS Ассоциации к началу этой недели составили 13,5 миллиона долларов в виде пожертвований. Но, самое главное, в фонде резко выросло количество новых доноров. К слову, эстафета подобралась и к Рунету. Наверное, самый известный инвестор из нашей страны, Юрий Мильнер с женой приняли вызов от Мелинды Гейтс.

С тех пор водой себя полили Буш, Хосе Мауриньо, Вин Дизель, какие-то спортивные команды, пол-Голливуда. Кого-то зашибло ушатом с водой.

И, как мы и предсказывали, дело дошло и до России. Начали с журналистов, а теперь вот еще и глава Yota полил себя из брендированного ведра. Изначально собирали деньги для благотворительного фонда, привлекали внимание к проблеме. Но как быстро это превратилось в маркетинговый инструмент. Ну переведите вы лучше тысячу рублей в какой-нибудь российский благотворительный фонд, тем же “Подари жизнь”. Это я не ворчу — обливайтесь сколько влезет, но трудно представить, что Билл Гейтс делал это ради саморекламы.

Давайте все же перейдем к чему-то, похожему на технологии. Если говорить о слухах, iPhone 6 — объект непрекращающихся спекуляций.

Ресурс MacRummors поделился фотографиями задней крышки “большого” iPhone с экраном в 5,5 дюймов. По мнению блога, изображения подлинные, так как расположение отверстий для винтов совпадают с логическими платами, фотографии которых так же утекли в сеть ранее.

В основном, в сеть утекают изображения iPhone 6 с экраном диагональную в 4,7 дюйма. О второй же вариации смартфона — с экраном в 5,5 дюйма известно настолько мало, что многие и вовсе не верят в его существование. Так, например, совсем не ясно, выйдет ли “большой” iPhone одновременно с обычной моделью, или его релиз отложат на несколько месяцев. Неизвестно даже, покажут ли его в сентябре на конференции, или презентуют позже, когда ажиотажный спрос на обычный iPhone 6 спадет. По слухам, “большой” айфон так же будет обладать более мощным процессором и камерой со стабилизатором.

По данным MacRummors, в шестых айфонах будет установлен LTE-модем шестой категории, поддерживающий LTE-Advanced сети, позволяющие обмениваться информацией со скоростью выше 300 мегабит в секунду. Правда, в виду практически полного отсутствия в мире LTE-A сетей, этот слух кажется наименее правдоподобным.
Самой же популярной новостью об iphone6 стал новый, двусторонний usb, который можно воткнуть в разъем с одной попытки.

Тем временем Samsung на прошлой неделе официально представил Galaxy Alpha — так называемого “убийцу айфона”. Вскоре после его анонса и в преддверии показа нового iPhone, который состоится 9 сентября, дизайнер Мартин Хаджек (Martin Hajek), автор множества реалистичных концепт-артов iPhone 6, основанных на утекших в сеть фотографиях, выложил изображения двух противоборствующих смартфонов, что бы сравнить их между собой и узнать, насколько сильно Samsung заимствует решения Apple. По его словам, Alpha остался верен основной дизайнерской концепции Samsung, но заимствований у iPhone хватает. Впрочем, это и так заметно невооруженным глазом. Взять ту же металлическую рамку, появившуюся у Alpha в угоду критикам моделей Galaxy S. По заявлению дизайнера, самым тонким смартфоном из двух окажется iPhone. Но, несмотря на это, он может оказаться и самым тяжелым. По словам корейской компании, Galaxy Alpha легче всех других смартфонов Samsung — он весит всего 114 грамм.

Или вот еще — неожиданная история. Судя по всему, компания Uber придумала, как стать глобальным игроком на рынке очень, казалось бы, привязанном к земле — такси.

Мобильный такси-сервис Uber выпустил api — инструмент для разработчиков, позволяющий интегрировать функции по вызову такси в любое стороннее мобильное приложение.

С выходом api аудитория Uber может увеличиться на несколько десятков, если не сотен, миллионов пользователей. Uber планирует стать по настоящему глобальной, международной компанией, разместив свой сервис по вызову такси в приложениях всевозможных заведений, отелей и туристических фирм. Чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений, Uber даже нанял бывшего советника Барака Обамы, менеджера его избирательной кампании 2008 года Девида Плуфа.

Уже сейчас Uber действует в 50 городах 150 стран мира, включая Россию. Причем — не всегда легально. Например, в Нью-Йорке, Берлине и Лондоне новый сервис встречают запретами и судами. В основном, муниципальные власти критикуют небезопасность сервиса — Uber не несет ответственности за поведение таксистов, являясь лишь связующим механизмом между частным водителем и клиентом, а не полноценным работодателем. Однако чаще всего против Uber выступают конкурирующие фирмы. Впрочем, в свете последних новостей, конкурентов у такси-сервиса может стать гораздо меньше. В числе первых 11 компаний, интегрировавших клиент Uber в свои приложения, уже числятся Starbucks, Time Out, сеть отелей Hyatt, TripAdvisor и один из крупнейших международных авиаперевозчиков — United Airlines.

По примерным подсчетам, приложения только первых 11 компаний скачало более 200 миллионов человек. А для того, что бы эти потенциальные пользователи превратились в активных, Uber положит 30 долларов на счет каждого, кто заказал такси через эти приложения.

Компания может позволить себе такие расходы. Недавно Uber сумел привлечь более миллиарда долларов через венчурное финансирование. Среди инвесторов, кстати, числится и Google Ventures, вложивший в Uber более 250 миллионов долларов. Что интересно — несмотря на то, что венчурные фонды Google действуют независимо от основной компании, ранее, в мае этого года, поддержка такси-сервиса появилась в мобильной версии Google Maps. Правда, для того, что бы ей воспользоваться, требовалось установить на телефон само приложение Uber. Но, так или иначе, других такси-сервисов Google к своим картам до сих пор не привлекал. Так же, по информации сайта Re/code, Uber ведет переговоры об интеграции сервиса в мессенджер Facebook.

Существует лишь одно условие, ограничивающее доступ к новым инструментам — компания, добавившая клиент Uber в свое приложение, не должна предлагать, включать в себя или в любой другой степени поддерживать иные такси-сервисы.

Есть еще немного новостей от Google. Вот есть такое выражение человек человеку — волк. А вот акула — акуле, если одна — плавучая, а вторая — капитализма, напимер?

У Google — новая проблема. Интернет-гигант страдает от нападений акул. Хищные рыбы повадились грызть оптоволоконные кабели компании, проложенные по дну Тихого океана. Поэтому, заявили в Google, все линии будут укреплены специальным защитным рукавом, который акуле не по зубам. Сделают этот рукав, как уточнили в Google, из материала, аналогичного по свойствам кевлару.

Сколько это будет стоить — не уточнили. Но, очевидно, недешево — ведь речь идет о работе на больших глубинах, к тому же — в условиях повышенной опасности. Все-таки, акулы кругом. Причем, судя по всему, большие. Надо пояснить, что магистральные оптоволоконные кабели — толщиной с крепкую человеческую руку. Они прекрасно себя чувствуют на глубине в несколько километров под многотонным давлением воды. То есть, и так защищены очень неплохо.

Но акулы — умудряются их прокусывать и повреждать хрупкое оптическое волокно. Любопытен, кстати, сам факт нападений акул на подводные коммуникации. Известно, что у хищников — особая нелюбовь именно к оптоволоконным кабелям. Все остальные они кусают редко, а вот оптические линии — постоянно. Этот феномен был обнаружен еще в восьмидесятых — когда, собственно, первые оптоволоконные кабели пролегли по дну океана. Но ученые до сих пор не могут точно сказать, что именно так привлекает акул.

Наиболее правдоподобная гипотеза такова: у акул есть своеобразное "шестое чувство", тонкий нерв, который проходит вдоль спины. Он, предположительно, нужен для того, чтобы отыскивать жертву по слабым электрическим импульсам, которые она производит. А оптоволоконному кабелю, в отличие от других, для работы требуется электрическое питание. Из-за этого, по мнению ученых, акула его чувствует и он, видимо, кажется ей чем-то большим и живым. Другой вопрос — почему этого не учли в Google, ведь проблема давно известна и довольно легко решается еще до того, как кабель попадет на дно океана.

На прощание — немножко новостей про будущее и про американскую военщину.

Американское агентство DARPA, которое занимается научными исследованиями по заказу Минобороны США, приоткрыло завесу тайны над своим интересом к видеоиграм. Оказывается, еще в 2011 году секретная структура, в чьих стенах когда-то родилась сеть, названная Интернетом, запустила программу под названием ENGAGE. Цель ее — понять, как "игрушки" способны помочь военным в подготовке солдат. Для этого была выбрана группа ученых в университете Вашингтона — и началось финансирование работ.

Интересно, что одним из авторов и руководителей проекта ENGAGE стал некий Дэниел Кауфман, который до DARPA работал в студии Стивена Спилберга Dreamworks и стоял у истоков серии шутеров Call of Duty. То есть, в DARPA полезную игру, очевидно, представляли себе как некий очень продвинутый и реалистичный симулятор. Однако, после 4 лет исследований, результат работы ученых оказался весьма неожиданным. Вместо стрелялок получились развивающие головоломки для школьников.

Сейчас их уже несколько — и все они достаточно активно используются в системе образования. Принцип всех игр одинаков — это своеобразные паззлы. В одном случае нужно "распутывать" и составлять белки ДНК, в другом — собирать из конструкции из наночастиц, и так далее.

Но какой в этом прок Министерству обороны? Дело в том, что первая игра из серии, под названием Foldit, открыла такое явление, как мозговой краудсорсинг. Это как в старой шутке про то, что если 1000 обезьян будут беспорядочно стучать по клавишам печатных машинок, через некоторое время они напишут "Войну и Мир".

Сейчас американские дети, играющие в игры DARPA, представляют из себя аналог таких вот обезьян. А вот конечную цель их групповой работы — задают производители игры по своему усмотрению. Как пример — ученые всего мира около пятнадцати лет не могли "расшифровать" молекулу белка, обнаруженную в организме макаки-резус, которая делала животное устойчивым к вирусу СПИД. Собственно, из исходных данных этой задачи сделали одну из головоломок для Foldit. И игроки — простые школьники — разгадали ее всего за 10 дней.

Это явление пока мало изучено, так что эксперименты продолжаются. Собственно, подопытных в системе образования США — неограниченное количество. А вот какие еще задачи программисты DARPA готовы превратить в игры — пока секрет. Но, по их словам, такой подход может полностью перевернуть научный мир. Как заявил руководитель проекта, его мечта — сделать так, чтобы человек однажды мог получить Нобелевскую премию, просто пройдя игру.

На этом я прощаюсь с вами до следующей недели, смотрите наши ежедневные выпуски. Планета, пока!