Переговоры Путина и Порошенко: сложные, но с позитивным результатом


фото EPA


фото EPA


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото EPA

Владимир Путин и Петр Порошенко впервые провели продолжительную закрытую для прессы беседу. Результаты известны: прекращение огня на юго-востоке — внутреннее дело Украины. Российский президент назвал переговоры "позитивными", украинский — "очень сложными".

Главнокомандующий украинской армией только глубокой ночью вернулся в Киев из Минска, где Владимир Путин и Петр Порошенко впервые провели продолжительную закрытую для прессы беседу. Нет даже ни одной фотографии двусторонних переговоров. Но результаты известны: прекращение огня на юго-востоке — внутреннее дело Украины. И поэтому Россия не может предметно обсуждать условия этого процесса. Она может лишь способствовать крайне необходимым договоренностям между Киевом, Донецком и Луганском. Это один из комментариев, которые Владимир Путин дал после встречи с Петром Порошенко. Российский президент назвал переговоры "позитивными", украинский — "очень сложными".

Тяжелые и сложные, но с позитивным результатом — суммируя оценки большого минского саммита, теперь уже можно говорить: Таможенному и Европейскому союзу здесь удалось поговорить по душам, а президентам Путину и Порошенко — встретиться. В их переговорах тет-а-тет до последнего не было уверенности. Даже несмотря на это, рукопожатие — днем, когда приехали.

Время и место переносили несколько раз. Даже почетный караул уже успели отправить в казармы. А украинские СМИ поспешили заявить, что все сорвалось. Но где-то за час до полуночи пришла новость: они все-таки встретились. Разговаривали, правда, без телекамер. Видимо, так откровеннее. В итоге, по словам Владимира Путина, пообщались почти два часа.

"Говорили о необходимости скорейшего прекращения кровопролития, о необходимости перехода к политическому урегулированию всех проблем, всего комплекса проблем, с которыми Украина столкнулась на юго-востоке страны, — рассказал Владимир Путин. — Россия со своей стороны будет делать все для мирного процесса, если он начнется, а на наш взгляд, этот процесс нужно начать как можно быстрее".

На вопрос – "Вы говорили о прекращении огня. На каких условиях огонь может быть прекращен?" – российский президент отвечает так: "Мы предметно не говорили на этот счет, откровенно говоря, мы и не можем. Мы не можем говорить о каких-то условиях прекращении огня, о возможных договоренностях между Киевом, Донецком и Луганском — это не наше дело. Это внутреннее дело самой Украины. Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и крайне необходимого переговорного процесса. Вот мы об этом говорили".

Конечно же, не обошли и тему гуманитарной помощи. Российские "КамАЗы" с лекарствами и продовольствием для жителей Донбасса больше недели искусственно удерживались на границе с Украиной в то время, как Луганск усиленно бомбили силовики. Это просто не по-человечески. И Петр Порошенко, похоже, это все-таки понял.

"Собственно говоря, президент Порошенко и не отрицает сложность гуманитарной ситуации, — отметил Владимир Путин. — Мы говорили о возможности и необходимости оказания гуманитарной помощи Донецку и Луганску, договорились о том, как мы будем взаимодействовать на этом треке. Сейчас не будем забегать вперед, но, в общем, определенные договоренности у нас есть".

Прокомментировал президент Путин и историю с российскими десантниками. "Да, Петр Алексеевич упоминал об этом, но вы знаете, что на нашей стороне оказывались и украинские военнослужащие — и не в количестве 5 , 10 человек, а десятками, в последний раз вышли 450 человек, — напомнил президент России. — Я еще не получал доклада от министерства обороны, Генерального штаба, но первое, что я слышал: они патрулировали границу, могли оказаться на украинской территории, но они заходили к нам украинские военнослужащие на бронетехнике. Проблем никогда не возникало. Надеюсь, что и в данном случае тоже с украинской стороны проблем не возникнет".

Ну, а дольше всего переговаривались в формате Таможенный союз — Евросоюз плюс Украина. Такая встреча тоже впервые. И длилась почти 4 часа — уж слишком много нужно было обсудить. Киев, подписав Договор об ассоциации с ЕС, фактически отрезал себе дорогу в страны Таможенного союза. Усидеть на двух стульях здесь не получится. Но президент Порошенко признавать этого не хотел. Когда ему это объясняли на пальцах, он заметно нервничал.

Президент Путин приводил только факты: "У нас другие технические нормы, и по нормам Евросовета мы не сможем поставлять товары машиностроения и, да и вообще всей промышленности. Мы тогда не сможем принимать на своей территории украинские товары сельхозпроизводства, потому что у нас разные подходы к санитарным нормам. Мы считаем, здесь возникает много проблем. Если мы не достигнем никаких договоренностей, и наши озабоченности не будут учтены, тогда мы вынуждены будем принять меры по защите нашей экономики".

О чем договорились точно — так это возобновить российско-украинский диалог по газу. Сейчас его нет вообще. В Европе опасаются, что с приходом холодов, Киев снова может начать несанкционированно отбирать газ из транзитной трубы. А мерзнуть никто не хочет.

"У нас газовый вопрос в тупике находится, — констатировал Владимир Путин. — Вот секрет небольшой, "Газпром" взял, проплатил авансом за транзит нашего газа в Европу. НАК Украины взял этот аванс и вернул. Практически оказался подвешенным транзит нашего газа европейским потребителям. Ну что дальше с этим будет? Это вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя в лице наших партнеров европейских и украинских. Мы исполняем полностью все условия контракта".

Президенты и представители Евросоюза разъехались. Но в Минске уже готовят второй раунд так называемой "контактной группы", куда войдут переговорщики России, Украины и ОБСЕ. Они могут собраться здесь уже через неделю.