Точка невозврата: любую уступку Порошенко Украина воспримет как поражение


фото EPA


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Украинские власти отметились целой серией противоречивых и мало связанных друг с другом заявлений. Президент Порошенко сперва объявил о том, что российские войска якобы вошли на Украину и созвал срочное совещание Совета нацбезопасности. Затем он внезапно резко охладил свой пыл.

Украинские власти отметились целой серией противоречивых и мало связанных друг с другом заявлений. Президент Порошенко сперва объявил о том, что российские войска якобы вошли на Украину и созвал срочное совещание Совета нацбезопасности. Затем он внезапно резко охладил свой пыл, сообщив, что рассчитывает на политическое решение конфликта, возложив при этом надежды на успешные консультации с Москвой, а в итоге вообще уехал на саммит ЕС в Брюссель, несмотря на массовые акции протеста в Киеве.

Саммит лидеров стран ЕС Порошенко использует как площадку для демонстрации настоящей украинской независимости, отчего на каждой из 11 встреч просит Европу помочь миллиардными кредитами и поставками вооружения, а еще усилить санкции в отношении России. Пусть и неединогласно — Чехия, Словакия, Венгрия и Кипр, например, высказались против — но европейцы Порошенко обещали поддержать. Условие, очевидно, было одно — мирные переговоры. И тут пути для отступления у украинского президента уже не было.

"Мы ожидаем, что со следующей недели будет продемонстрирован реальный прогресс в переговорах по достижению мира, ведь мы слишком близки к точке невозврата. Каждый участник этого конфликта должен понимать ответственность, и давайте не будем разжигать искру новой войны в Европе. Надо остановить все, начать дипломатический формат переговоров. Трехсторонняя контактная группа с участием представителей ОБСЕ, Украины и России встретится 1 сентября. Эта дискуссия может быть эффективной, и я надеюсь на прекращение огня", — сказал Порошенко.

Значит ли это, что президент Украины готов отдать приказ прекратить огонь, ведь уже столько раз он говорил о стремлении к миру? Но каждое такое заявление сопровождалось очередным наступлением украинских силовиков. А когда тысячи своих же солдат оказались зажаты ополчением в котле — без обещанного подкрепления и возможности вывести даже раненых. Бунт против руководства силами военной операции и самого Порошенко подняли уже те самые брошенные на восток батальоны и матери оказавшихся в окружении солдат. Несколько тысяч человек — многие с флагами "Правого сектора" (запрещена в РФ) — поочередно угрожая то импичментом президенту, то отставкой министру обороны, требовали отправить в окопы самих генералов и, перекрыв улицы, едва не взяли штурмом Генеральный штаб.

После угроз собрать третий Майдан официальный Киев решил оправдать откровенные просчеты командования якобы вторгшимися российскими войсками. А чтобы выглядело убедительнее, Порошенко даже демонстративно отказался лететь на запланированные переговоры в Турцию и прямо у трапа самолета созвал экстренное заседание Совета по нацбезопасности и обороне.

Невнятные реплики по итогам заседания СНБО дали понять: миф о российских регулярных частях в Новоазовске подкрепить нечем. Хотя на волне военной истерии от Порошенко уже требовали и военное положение на Донбассе ввести.

Фирменной косой и уже не хромающей уверенной походкой Юлия Тимошенко всем своим видом показала: после нескольких месяцев в тени она возвращается в большую политику, где играть будет по своим правилам и точно не в команде Порошенко. В качестве первого громкого заявления — заявка в избирком о проведении референдума по вступлению Украины в НАТО — на следующий день после того, как о НАТО заговорил премьер Яценюк.

"Правительство Украины вносит на рассмотрение парламента закон об отмене внеблокового статуса и возобновлении курса на членство в НАТО. Наша основная и единственная цель — вступление в Евросоюз. Принятие этого закона запретит Украине членство в Таможенном, Евразийском и других так называемых союзах, которые по сути ни что иное, как Советский Союз имени Российской Федерации", — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

В своих антироссийских репликах Яценюк и Тимошенко хоть и выступают одним фронтом, теперь еще недавно соратникам и однопартийцам уже не по пути. Сначала о расколе в "Батьковщине" ходили только слухи, якобы Яценюк требовал для себя первый номер в партийном списке, а Тимошенко ему отказала, потом и глава МВД Аваков, не изменяя своим традициям, разразился в Facebook (запрещена в РФ) длинным поэтическим постом о разногласиях в партии Тимошенко. "Дружба испытаниями на Майдане для меня зачастую выше политических позиций. Она выше, она настоящее, она даст наивысшую доминанту и в конечном счете сведет нас всех к правильному решению. А пока я ушел. Ушли и мои друзья", — написал Аваков.

Из друзей, что ушли, и премьер Яценюк, и спикер Рады Турчинов, и экс-секретарь национального Совбеза Парубий. И эти партийные дрязги спровоцировал официальный старт кампании по досрочным выборам в Раду, что Порошенко дал указом о роспуске парламента. Сообщил об этом президент сначала в Twitter по-английски, а уже в телеобращении потребовал очистить парламент от тех, кто был связан с прежним режимом, да и вообще от всех, кто против победы Майдана. Результаты предстоящего голосования на востоке в условиях гражданской войны уже поставили под сомнение коммунисты.

Петр Симоненко, первый секретарь ЦК Компартии Украины, — под прицелом СБУ. Его товарищей в Луганске и Донецке арестовали и держат в СБУ, выбивая показания в поддержке сепаратизма, саму партию хотят запретить. Но Симоненко на выборы все равно пойдет. Хотя понятно, что радикальный сектор в избранной 26 октября Раде будет подавляющим и именно он будет диктовать условия.

"Порошенко не может объявить односторонне прекращение огня. Эти выборы впервые будут проходить в условиях национально-патриотического консенсуса. И большинство избирателей, большинство политических сил будут требовать победы. И любая уступка может быть воспринята на Украине как поражение Порошенко. Он на это не пойдет", — уверен Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий.

Теперь партии должны провести съезды и определиться со списками, что, несмотря на майданные обещания, останутся, как раньше, закрытыми. На съезде порошенковской "Солидарности", руководить которой делегаты поручают экс-министру МВД, а еще арестанту и полевому командиру "оранжевого" Майдана Луценко, журналисты наконец узнали, кто же вообще состоит в этой партии. До президентских выборов о ней мало кто слышал. Теперь украинские социологи наперебой предрекают блоку победу и чуть ли не треть депутатских кресел, если, конечно, Порошенко удастся объединить вокруг себя все промайданные силы.

Против коалиции с самого начала выступила как раз Юлия Тимошенко. Замкнув "Батьковщину" на себя, она будет строить всю кампанию на критике Порошенко, как и регионалы, чьи попытки заставить Киев пойти на диалог с Донбассом радикалы встречают в штыки. И как после этого убедить Донбасс, что Киев настроен на поиск мирных решений и прекращение кровопролития, если тех, кто выходит в Херсоне на митинг с плакатами "Нет войне!", разгоняют, а организаторов акции избивают, обвиняя в пророссийскости?..