Крестообразные узоры в пещере могли оставить художники-неандертальцы

Крестообразный орнамент мог быть и декоративным рисунком, и картой местности

Крестообразный орнамент мог быть и декоративным рисунком, и картой местности
(фото Clive Finlayson).

В пещере Горам обитали неандертальцы, которые питались птицей, рыбой и моллюсками

В пещере Горам обитали неандертальцы, которые питались птицей, рыбой и моллюсками
(фото Clive Finlayson).

Антропологи долгое время разглядывали необычный орнамент, прежде чем поняли всю его значимость

Антропологи долгое время разглядывали необычный орнамент, прежде чем поняли всю его значимость
(фото Clive Finlayson/Gibraltar Museum).

Крестообразный орнамент мог быть и декоративным рисунком, и картой местности
В пещере Горам обитали неандертальцы, которые питались птицей, рыбой и моллюсками
Антропологи долгое время разглядывали необычный орнамент, прежде чем поняли всю его значимость
В пещере Гибралтара был обнаружен наскальный орнамент из нескольких крестообразных узоров. Датирование находки показало, что древнейший европейский пример творчества могли оставить неандертальцы. Вероятно, они, так же как и современные люди, были способны к абстрактному мышлению.

Наскальными рисунками древних Homo sapiens антропологов не удивишь, но когда предметы искусства, пускай и крайне примитивного, оставляют неандертальцы, в научных кругах поднимается волна споров о способности вымерших предков людей к абстрактному мышлению.

Новейшая громкая находка учёных — орнамент из множественных крестообразных узоров в пещере Гибралтара. Датирование показывает, что этот древнейший в Европе предмет искусства оставлен неандертальцами, что вновь заставляет задуматься об уровне мышления представителей этого вида.

Возраст гравюрообразного рисунка составляет более 39 тысячелетий. Считается, что Homo neanderthalensis населяли Землю 140-24 тысячи лет назад, тогда как первые люди в современном понимании этого слова появились несколько позднее. Новая находка позволяет предположить, что у неандертальцев было достаточно развито абстрактное мышление, чтобы оставить орнамент на стене. Однако многие учёные считают, что дело гораздо более запутано, чем кажется на первый взгляд.

В пещере Горам обитали неандертальцы, которые питались птицей, рыбой и моллюсками
(фото Clive Finlayson).

Открытие принадлежит команде исследователей, работавшей во главе с антропологом Клайвом Финлейсоном (Clive Finlayson), директором Музея Гибралтара. Группа вела раскопки в пещере Горам близ Средиземного моря с 1980-х годов и сделала в ходе своих работ ряд важных открытий. К примеру, Финлейсон и его коллеги открыли, что неандертальцы, обитавшие в этой пещере, питались рыбой, моллюсками и птицами и, возможно, пережили других представителей своего вида, живших на территории Европы.

В июле 2012 года коллега Финлейсона, Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco), пробрался в самую дальнюю камеру пещеры через узкий проход, где и обнаружил необычные наскальные рисунки в 40 сантиметрах от земли.

"Мы не сразу поняли, что это такое. Потребовалось немало времени, чтобы изучить рельеф. Рисунки занимали площадь примерно 20 на 20 сантиметров, а гравировка имела примерно несколько миллиметров в глубину", — рассказывает Финлейсон.

Учёные отмечают, что в отличие от останков людей и животных, установить возраст наскальных рисунков значительно труднее. Анализы, проведённые командой Финлейсона, показывают, что орнамент в пещере был нанесён ранее, чем 39 тысяч лет назад, а точнее — около 40-45 тысячелетий назад. При этом H. sapiens не бывали в пещере Горам до исчезновения неандертальцев. Свидетельства указывают на то, что люди разумные посещали это место лишь тысячу лет спустя после полного вымирания представителей вида H. neanderthalensis.

В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы исследования отмечают, что их находка является одним из древнейших примеров европейского искусства. Похожий по значимости рисунок, пятно в пещере Эль-Кастильо в северной Испании, также был нанесён около 40 тысяч лет назад. Но во втором случае учёные не могут сказать, кто является автором орнамента — человек или неандерталец.

Финлейсон и его команда попробовали повторить подвиг древнего художника. Они взяли орудия труда, которыми пользовались неандертальцы в то время, и стали наносить орнамент на стены.

"Чтобы создать такой рисунок, необходимо на протяжении длительного времени намеренно наносить узоры и прикладывать большие усилия. Так мы доказали, что это действительно предмет древнего искусства, а не случайные каракули", — поясняет Финлейсон.

Антропологи долгое время разглядывали необычный орнамент, прежде чем поняли всю его значимость
(фото Clive Finlayson/Gibraltar Museum).

Значение данного рисунка по-прежнему остаётся загадкой для учёных. Это мог быть и декоративный орнамент, и карта близлежащей местности, а кресты могли символизировать перекрёстки троп.

Многие антропологи по-прежнему выражают сомнения насчёт наличия абстрактного мышления у неандертальцев. Так Гарольд Диббл (Harold Dibble) из университета Пенсильвании напоминает, что подобные крестообразные царапины прежде обнаруживали и на костях животных, однако столь примитивный орнамент не может указывать на степень развития искусства у неандертальцев.

Также по теме:
Красные диски Испании признаны самыми древними наскальными изображениями Европы
Споры учёных о культуре неандертальцев вскоре могут разрешиться
Найдены первые наскальные рисунки неандертальцев
Венгерские учёные выяснили, в чём древние художники были лучше современных
Доказано существование мультипликации в каменном веке