Дмитрий Князев: "Формула Студент" – это не игра в поддавки

В Москве открывается российский этап международных соревнований "Формула Студент 2014". О состязании в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев.

В Москве открывается российский этап международных соревнований "Формула Студент 2014". О состязании в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев.


-Дмитрий Александрович, здравствуйте. Завтра произойдет историческое событие в России, в Подмосковье откроется международные соревнования "Формулы Студент". Как вам удалось как организаторам этого добиться?

-Это заслуга не столько нас, как организаторов, сколько участников. Большой путь к этому событию был пройден нашими замечательными московскими университетами. МАДИ впервые принял участие в международных соревнованиях со своим автомобилем восемь лет назад. Через два года эстафету подхватил МАМИ. Буквально в течение после сделал свой автомобиль Бауманский университет. Ребята участвовали в международных соревнованиях, представляли Россию и в Америке, и в Европе. В какой-то момент стало совершенно очевидным, что для развития этого движения здесь, в России, нужна собственная площадка. Причем площадка, которая бы соответствовала международным стандартам не только в части технического обеспечения, но и качеством асфальта, размеров бокса, где будут стоять автомобили, что очень важно, в качестве судейства и в качестве экспертизы автомобилей, сделанных студентами. Чтобы ребята понимали, что их автомобиль, который будет обкатан здесь, в России, сможет достойно представлять университет, Москву, страну и на международных соревнованиях.

-Сколько будет команд от России? Как будут представлены зарубежные игроки?

-Мы только стартуем в этом пути. У нас в этом году будет 22 команды. Но согласитесь, это уже неплохо для первой заявки. В течение трех лет нам необходимо проводить соревнования международного уровня, то есть обязательно и с международным участием и с международными судьями для того, чтобы получить право сертифицировать московскую площадку. Таким образом, участие в московских соревнованиях будет идти в зачет для всех международных команд. Поэтому на сегодня это 22 команды. И из них десять команд – это приглашенные из разных стран. Причем география очень широкая. От Украины (что замечательно, приедут к нам ребята из Одессы, мы их очень ждем) до Египта и Германии. То есть из стран, которые, как уже имеют большой опыт участия в соревнованиях, так и тех, которые, как и мы, только стартуют в этом проекте.

-Кто будет судить соревнования? Я знаю, что там два этапа: статический и динамический. Команды должны представить не только свои разработки, но и непосредственно болид.

-Два слова о легенде этого проекта. Почему и что объясняет, почему департамент науки промышленной политики и предпринимательства увлекся этой темой. По легенде молодая инжиниринговая компания создает собственный автомобиль. Стандарты этого автомобиля определены регламентом. Есть очень жесткие требования к формату этого автомобиля. Иначе потом нельзя будет соревноваться. Все разные. Так вот они должны создать свой автомобиль и попытаться его продать инвестору. Вот эта вот бизнес- составляющая и стала привлекательной для нашего департамента, который сочетает одновременно и реальное производство (автомобиль должен существовать, он должен ездить), и бизнес-план, стоимостной отчет, проект по дизайну. Все это должно входить в единый комплект. И судьи оценивают каждую позицию отдельно. Отдельно есть конкурс дизайна, отдельно конкурс бизнес-планов, отдельно конкурсы статических, динамических испытаний. Судьи — очень важный момент, потому что доверие к соревнованиям определяется тем, насколько объективно и профессионально судейство. Мы пригласили наших партнеров по проекту из Германии. Немецкий этап считается самым качественным и престижным. Поэтому российскими судейскими бригадами на каждом этапе будут руководить немецкие судьи. Тем самым мы обеспечим качество судейства. Кроме того, очень важно, что люди, которые к нам приезжают, — это люди, которые имеют опыт сотрудничества с крупнейшими международными автомобильными концернами, они сами являются источниками знаний и опыта, как делаются автомобили, как соревнуются автомобили. И нам очень важно, чтобы ребята здесь у нас в Москве к этой всей информации имели возможность прикоснуться. Мы планируем несколько мастер-классов, где люди, давно существующие в "Формуле Студент", рассказывают о том, как она создавалась, развивалась, какие сегодня тенденции в этом проекте.

-Что касается возраста тех инженеров, которые принимают участие. Есть ли какие-то ограничения, чтобы отсеять "вечных студентов"?

-Очень жесткие требования самого проекта. И следование правилам, принципам является одним из основополагающих для проекта в целом. Именно благодаря этому он и развивается. Там нет соревнований, нет игры в поддавки. Все на равных. Поэтому это обязательно студенты. Даже уже аспирант и выпускник не может быть участником команды. Это автомобиль, который должен быть сделан самими студентами и на средства, которые они сами нашли. Еще одна интересная особенность. Нельзя с одним и тем же автомобилем на одной и той же трассе выступать больше одного раза. То есть, если вы привезли этот автомобиль в Германию, вы можете поучаствовать в соревнованиях, например в Германии или в Великобритании. Но на следующий год в Германию вы с ним уже приехать не можете. До 70% изменений должно происходить в конструкции автомобиля ежегодно. Поэтому этот проект генерирует постоянный креативный процесс. Помимо самого факта соревнований, желания проехать быстрее, сами условия конкурса таковы, что не изменять свой автомобиль ты не можешь. Нельзя сделать автомобиль, который однажды принес успех и потом почивать на лаврах. Переделывай! Так гласят требования этого конкурса.

-Будут ли российские или транснациональные автомобильные компании присутствовать, смотреть, наблюдать за теми разработками, которые представит студент?

-Этот проект – кузница кадров. Ему уже 30 с лишним лет. Это я наблюдал в Европе. А мы ездим туда и смотрим, и наши эксперты ездят вместе с командами, смотрят, как устроен весь процесс, чтобы мы здесь, в Москве сделали, ну, по крайней мере, ну, не хуже, а хотим сделать обязательно лучше. Так вот, мы наблюдаем, что крупнейшие автомобильные концерны устраивают там свои разъездные рекрутинговые офисы. То есть они работали с молодыми ребятами, которые показали себя профессионалами во всем, от умения выстроить бизнес-модель до умения построить автомобиль. Соответственно, конечно же, такой проект является очень привлекательным для крупных компаний, потому что они ищут там себе людей, которые не просто мечтают о хорошем, а умеют делать хорошее. С этой точки зрения мы и очень рассчитываем и на наших российских производителей, которых пригласили на эти соревнования. Они обязательно будут. Некоторые компании уже поддерживают этот проект и отдельные команды. Чем интересен автомобиль? Он сочетает в себе все. И электронику, и механику, и современные технологии, и современные материалы. Поэтому было бы ошибкой думать, что только автомобильные компании приглядываются к этим ребятам. Эти ребята показали, что они умеют делать дело. Они показали, что они умеют решить поставленную задачу, когда им сказали "сделай автомобиль в такие-то сроки, он должен соответствовать таким-то требованиям". И они сумели отстоять качество своего изделия, качество своего проекта в соревнованиях с другими. Поэтому они могут найти себе применение в любой сфере промышленности, не обязательно только в автомобильной. Поэтому мы ждем и автомобильные производства, и машиностроительные производства, и представителей наноотрасли, нанотехнологий. И нашего ракетного комплекса. Поэтому это ребята, на которых стоит посмотреть профессионалам.

-Мы говорили о том, что будет два этапа. И самый зрелищный – это, конечно, динамические соревнования. Что нужно сделать, чтобы попасть и стать зрителем?

-Проект абсолютно открытый. На стадионе "Мягково", это всего лишь 15 километр от Москвы, соревнования начинаются 4 сентября. Но это будут соревнования статические. Потому что, прежде чем автомобиль выйдет на трассу, на динамические соревнования, идет очень жесткий контроль его безопасности. Мы привыкли к тому, что автомобиль делается профессиональными инженерами на крупных предприятиях, и там соблюдаются все необходимые нормы безопасности. Мы не боимся, когда автомобиль проезжает мимо нас по улице города, что у него что-то взорвется, отвалится или может причинить нам ущерб. Здесь автомобили, сделанные ребятами. Здесь возможны всякие риски. Поэтому очень важен этап статических соревнований – это проверка, как устроена тормозная система, как устроена кинематика самого автомобиля, автомобильные специальные платформы накреняют на определенный угол. Надо, чтобы из него не потекли там ни масло, ни бензин. Чтобы он был абсолютно безопасен. Не все автомобили проходят это тестирование. Только те, которые показали, что они безопасны, допускаются до динамических соревнований. Они произойдут 6 и 7 сентября. Поэтому можно говорить о том, что машины, которые поедут, безопасны. И можно наблюдать их соревнования с достаточно близкого расстояния. Вопрос близости расстояния — тоже очень важный момент. Сам проект ориентирован на то, чтобы привлечь молодых людей как в промышленно-производственный бизнес, так и к самому инженерному творчеству. Очень важно подойти, посмотреть, как там все это сделано. Мы обратились к нашим коллегам из департамента социальной защиты, из департамента образования. К нам будут приезжать школьники, и мы для школьников будем проводить экскурсии. Причем лекторами, экскурсоводами будут лидеры команды. Они будут показывать, как они делали автомобиль, как устроен автомобиль. Потому что вот эта вот близость, она и рождает в человеке, порождает мысль "я могу так же" и " я могу, наверное, и лучше". Поэтому соревнования, на которые мы зовем, москвичей, не только покажут, что могут делать ребята, но и дадут возможность каждому молодому человеку примерить на себя перспективу.