Люк Бессон: мне интересны слабости мужчин и сильные стороны женщин

Режиссер Люк Бессон

Режиссер Люк Бессон
фото: Михаил Свешников

Режиссер Люк Бессон

Режиссер Люк Бессон
фото: Михаил Свешников

Режиссер Люк Бессон

Режиссер Люк Бессон
фото: Михаил Свешников

Режиссер Люк Бессон

Режиссер Люк Бессон
фото: Михаил Свешников

Режиссер Люк Бессон

Режиссер Люк Бессон
фото: Михаил Свешников

Режиссер Люк Бессон
Режиссер Люк Бессон
Режиссер Люк Бессон
Режиссер Люк Бессон
Режиссер Люк Бессон
Представить Москве свое новое творение фильм "Люси" Люк Бессон решил лично. Режиссер был добр и бодр и даже настроен шутливо. Бессон выяснил, что по-русски "пята Ахиллеса" не имеет ничего общего с "Пьетой". А также ответил на все вопросы, касающиеся сильных женщин и работы с ними.

Представить Москве свое новое творение фильм "Люси" Люк Бессон решил лично. Режиссер был добр и бодр и даже настроен шутливо. Бессон выяснил, что по-русски "пята Ахиллеса" не имеет ничего общего с "Пьетой" (пьета — иконография библейского сюжета Оплакивание Христа девой Марией, где мертвый Христос лежит у матери на коленях. Самые известные: Пьета Микеланджело, Тициана, Ван Гога). А также ответил на все вопросы, касающиеся сильных женщин и работы с ними.

В частности, со Скарлетт Йохансон, сыгравшей в фильме роль Люси, девушкой, ведущей разгульный образ жизни, превратившаяся в суперженщину из-за того, что в ней по нелепой случайности растворилось полкилограмма наркотика нового поколения. Суперспособности Люси отличны от тех, кто присущи героям комиксов: в то время как у всех людей мозг задействован всего на 7 %, у Люси активировались все 100%.

- В ваших фильмах главные героини часто сильные, жесткие, волевые женщины. Это дань феминизму, или вы верите, что миром управляют сильные женщины?

- Конечно же женщины правят миром. На самом деле очень редко бывает, что для женщин придумываются яркие образы. Так, мой фильм "Голубая лагуна" был о дружбе двух мужчин, "Последняя битва" – о дружбе трех мужчин. Но то было время, когда мужчины всегда главенствовали. Вспомните такие фильмы как "Терминатор", где герой, поигрывая горой мускулов, произносит: Hasta la vista, baby, а женщина покорно сидит у очага и ждет любимого с добытым им мамонтом.

Мне интересна тема слабостей мужчин и сильных сторон женщин. Помните, что даже у Ахиллеса была "пята" (Пьета? Как пьета? У вас пята и пьета – одно и тоже? А! пятка, ладно)? Что уж говорить о современных мужчинах. На самом деле я пытаюсь создавать интересных персонажей. Ну, а в "Леоне", "Ее звали Никита" и теперь в "Люси" я отдаю дань уважения "сильному" слабому полу.

- Мила Йовович, Анн Парийо, сейчас Скарлетт Йоханссон. Вы постоянно снимаете очень ярких женщин и потрясающих актрис, выявляя совершенно удивительные их стороны. Как вы выбираете себе муз, и есть ли у них нечто общее с вашей точки зрения?

- Давайте все по порядку. Сначала появляется сценарий. В этом сценарии есть разные персонажи. И нужно найти лучших актеров и актрис на эти роли. Порой я встречаю артистов, которые мне лично очень нравятся, но я не чувствую, что они идеально подходят под роль в моем фильме. Тогда я продолжаю поиски, пока не буду доволен своим выбором.

- Получив безграничные возможности, Люси могла бы изобрести вечный двигатель или остановить войны, наладить связь человечества с инопланетными цивилизациями. Но вы избрали весьма драматический удел для нее. Означает ли это, что вы считаете, что развитие интеллектуальных способностей непременно ведет к потере человечности?

- А почему Бог не останавливает войны? По тем же самым причинам и Люси делает то, что делает. Она поняла и приняла – необходимо передать жизнь дальше. Это необходимость передать свои знания будущим поколениям. Вы хотели бы остановить войну потому, что ваше воспитание подвигает вас к этому. Но Люси не принимает решений, кто хороший, а кто плохой. Она постигла свое предназначение, оно в передаче людям знаний.

- Когда мы вас ждали, мы смотрели фильм о фильме. И, кажется, что для вас важны не подписанное вашим именем режиссерское кресло или новейшие приспособления для съемок, а что-то другое, что мы не можем заметить. Или вам пришлось экономить из-за больших гонораров звезд?


- Конечно, большая часть бюджета ушла Скарлетт Йоханссон и Моргану Фриману. А еще, чтобы снять сцену погони на машинах, нам пришлось на 4 дня заблокировать центр Парижа. Это очень дорого. Но это еще и определенное искусство. Да, конечно, тебе нужен кран, чтобы снять какие-то сцены. Но я неожиданно замечаю, что необходимо примотать к нему кусочек дерева, чтобы он сработал, как я это вижу. А иногда нужно актрису "подтянуть" к камере, чтобы показать требуемую мне реакцию и приходится импровизировать. Постоянно приходится импровизировать.

Этим летом "Люси" соревновалась с такими фильмами, как "Стражи галактики" и "Неудержимые". Могу сказать, что мы выглядели не хуже их. А иногда даже и лучше.

- Известно, что во время работы над фильмом вы консультировались с учеными-специалистами по изучению мозга. Как они отнеслись к вашим идеям о том, каким становится человек, у которого мозг задействован на 100%?

- Иногда во время разговоров со мной они улыбались: да, ты можешь так сказать, так снять, а иногда категорически говорили "нет". Казалось, я их обижаю своими придумками. Мне приходилось им напоминать, что "Люси" – художественный фильм, где смешаны реальность и вымысел. Но было приятно, что ученые готовы помочь мне определить рамки ее возможностей. В сюжете задумано четыре шага трансформации Люси: контролировать себя, контролировать других, контролировать субстанцию и контролировать время. Первые два пункта не вызвали никаких нареканий. Но, когда дело доходило до третьего и четвертого пунктов, они терялись, не зная, что сказать.

Дело в том, что работа ученого состоит в том, что прежде, чем высказать убежденность, они должны доказать свою мысль. А тут им пришлось работать с нашим воображением, и они потерялись, так как не могли доказать детали воображаемого мира. Так что им проще сказать — такого не может быть. Но, кажется, они стеснялись своих слов. Ведь, скажем, они знают, что любовь – это химическая реакция. Но никому не хочется признавать, что его жизнь — цепочка химических реакций.

- Когда в фильме поезд несется с огромной скоростью, довольно подробно объясняется теория относительности Эйнштейна. Может быть, вы перечитывали перед съемками его труды? Кстати, как вы учились в школе?

- Я плохо учился. Мне вообще кажется, что сначала нужно работать, а потом учиться – в этом больше смысла. Например, когда тебе 11 лет, тебе в голову пытаются впихнуть историю – учителя говорят о твоем прошлом, о прошлом страны – а тебе это неважно, тебя интересует совершенно другое. Единственный год я хорошо учился, когда к нам пришел учитель физики, сделавший все, чтобы заинтересовать школьников. Я всегда мог услышать только тех, кто хорошо преподавал, слова остальных пропускал мимо ушей. Зато я всегда писал сценарии всех школьных спектаклей.

- Был ли у вас прототип Люси или это собирательный образ?

- Несколько лет назад ученые нашли останки Люси: ей было несколько миллионов лет. С помощью компьютерной программы они воссоздали ее – какой она могла бы быть. Я ужасно хотел познакомиться с человеком, создавшим Люси, увидеть ее. В результате он создал мне копию. И теперь Люси стоит у меня в кабинете, смотрит на меня, когда я работаю, вдохновляет меня. В частности, на создание современной Люси.

- Известно, что вы любите дельфинов. Можно ли сказать, что после фильма "Голубая бездна", они вдохновили вас на работу над "Люси"? И как вам кажется, на сколько процентов надо использовать свой мозг человеку?

- Сегодня люди куда больше заботятся о бытовой стороне жизни, чем о том, чтобы просто быть. Мне кажется, что надо больше внимания уделять бытию. Скажем, когда-то люди обнаружили, что им даны руки, и ими можно строить. И как только они начали строить, они тут же начали иметь имущество. То есть момент обладания совпал с определенной анатомической особенностью. Мы – единственные животные, у которых есть руки, однако… чему мы научились. Возьмите дельфинов, они используют собственный GPS, встроенный в их мозг. И их система навигации куда более продвинута, чем все те, которые изобрело человечество. Да, у нас теперь тоже есть GPS. Интересно, с одной стороны, мы оказались достаточно умны, чтобы ее придумать, с другой, подобные изобретения делают делает нас глупее, потому что мы перестали полагаться на свои знания.

- В фильме звучат слова о том, что время – единственная реальность, насколько этот вопрос волнует вас лично?

- Нехватка времени – огромная проблема, потому что наше время на Земле весьма ограничено. Когда мы рождаемся, мы знаем наверняка только одну вещь – что мы обязательно умрем. Вопрос в том, как быстро придет смерть, как я распоряжусь своим временем. Но никто не может дать ответ на эти вопросы, так что это действительно огромная проблема. Иногда час выглядит вечностью, но в масштабе вечности и миллион лет – ничто. За время существования планеты Земля человечество появлялось и исчезало на ней шесть раз. Так что время – это все, что у нас есть.

- Расширяли ли вы когда-либо свое сознание? И чем вы вдохновлялись, когда работали над "Люси"?

- Я буду хорошим субъектом для экспериментов, потому что я никогда не принимал наркотики, не пью и не курю. Я – аномалия. Когда я был маленьким, мы жили в Хорватии, Греции, Тунисе, потому что мои родители были инструкторами по погружению с аквалангами. И у меня не было игрушек, которые есть у других детей. Если я хотел играть с чем-то, я должен был придумать это "нечто". И я брал палочки, камушки и придумывал игру в ковбоев, в космических пришельцев – так мое воображение начало развиваться. Я считаю, мне очень повезло, что у меня не было инструментов, которые замещали бы мое воображение.

Но даже при этом я работаю не очень быстро: на разработку концепции "Люси" у меня ушло около десяти лет. Кажется, я сам использую всего 2 % своего мозга.

- Вы снимаете фантастические фильмы. А как вы считаете, есть ли у человечества будущее?

- Абсолютно нет. У нас крайне ничтожны шансы на выживание. Разве что мы научимся лучше использовать наши мозги и научимся мирно сосуществовать, перестав уничтожать друг друга.

- Расскажите о работе со Скарлетт Йоханссон. Говорят, что у нее отличное чувство юмора.

- Скарлетт очень трудолюбива, пунктуальна, мила и, главное, адекватна. У нее нет звездной болезни, и она совершенно не пафосна. Что касается чувства юмора, простите, я был настолько увлечен собственным фильмом, что не успел с ним познакомиться.

- У "Люси" открытый финал. Возможно ли продолжение фильма?

- Меня довольно часто об этом спрашивают, но я думаю, что сказал все, что хотел. Так что совершенно не представляю, о чем могла бы быть следующая часть. Пока не представляю.