Первый обмен пленными на Украине прошел без эксцессов

Сегодня ночью Новороссия и Украина с опозданием в два дня все-таки начали обмен пленными по формуле "всех на всех". В первой группе оказалось по 37 человек с каждой стороны. Процедура одновременной передачи готовилась в строжайшем секрете. Организаторы боялись провокаций.

Сегодня ночью Новороссия и Украина с опозданием в два дня все-таки начали обмен пленными по формуле "всех на всех". В первой группе оказалось по 37 человек с каждой стороны. Процедура одновременной передачи готовилась в строжайшем секрете. Организаторы боялись провокаций.

Этот обмен постоянно переносили, были сложности в переговорном процессе — менялись условия, уточнялись списки. В итоге пленных решили обменивать ночью, на нейтральной территории. Колона из десятка машин растянулась метров на пятьсот. До последнего момента лишь единицы здесь знали конечную точку маршрута.

Вот последний блок-пост сил Донецкой Народной Республики, колонна выехала на нейтральную территорию. Пытаемся понять, в какой точке будет обмен — вариантов немного, но и дороги в ночное время небезопасны, некоторые трассы заминированы.

Двадцать километров от города, трасса Донецк — Константиновка, разбитый минами асфальт, осколки на дороге. Колонна несколько раз останавливается, сопровождение просит выключать фары, чтобы не привлекать внимание во время остановок.

Последние метры перед точкой обмена придется идти пешком, на машине поедут только сотрудники ОБСЕ и пленные в автобусе. Так встретились переговорщики, не просто вежливо, подчеркнуто дружелюбно.

В украинском автобусе 37 сторонников Донецкой Народной Республики, метрах в двадцати — машина с пленными украинскими силовиками. Обмен проходит спокойно и без инцидентов. Стороны передают задержанных пятерками. Алексей Горев оказался одним из первых освобожденных в ходе этой встречи, говорит, когда его задерживали, еще и ограбили, потом били, пытались добиться признания под пытками.

Обмен продолжается, а на фоне слышны звуки боя. Несмотря на объявленное перемирие, режим прекращения огня периодически нарушается. Здесь, в точке обмена на это не обращают внимания, как будто и нет боевых действий всего в нескольких километрах от трассы. Зачитывают фамилии из списков, сверяют данные.

"Меня задержали в Дебальцево, потом доставили к десантникам, били, как могли, пока не вырубили полностью. Пытались узнать, как сбивали мы самолеты", — рассказывает ополченец Виктор Гребенюк.

Родственники уже бывших пленных не могут сдержать эмоции. Врачи сопровождают и украинскую колонну и кортеж самопровозглашенной республики. Раненого уносят на носилках.

"Когда брали в плен, немного приложились, а в больнице потом уже нормально было", — говорит Антон Кравченко.

Те люди, которые находились в плену у силовиков, жалуются — почти всех жестоко били, пытали. Украинские силовики говорят, ополченцы к ним относились нормально. Вот боец третьего батальона 51 бригады вооруженных сил Украины говорит, его не били, только спать было жестко.

Сотрудники ОБСЕ в процесс не вмешивались, фиксировали действия сторон. Обмен пленными длился не более получаса, после чего колоны разъехались в разные стороны.

Процесс завершается, переговорщики прощаются, но понятно, что ненадолго. Мы спешим. Отставать от колонны нельзя. Тем более, после того, как обмен завершился.

Формула обмена "всех на всех" действует. Переговорщикам еще не один раз предстоит встречаться на нейтральной территории.

В плену у украинских силовиков до сих пол более ста сторонников ополчения, здесь, в Донецке военнопленных больше раз в семь.