Санкции и нетрадиционные способы получения денег. Реплика Максима Кононенко


фото EPA

Сложные экономические условия заставляют чиновников и бизнесменов искать нетрадиционные способы получения денег. Министерство финансов, например, внимательно рассматривает существующую налоговую систему.

Сложные экономические условия заставляют чиновников и бизнесменов искать нетрадиционные способы получения денег. Министерство финансов, например, внимательно рассматривает существующую налоговую систему. Министерство транспорта предлагает разрешить местным властям взымать деньги за въезд в населенные пункты. Не обязательно, конечно, а по желанию.

А Министерство связи и массовых коммуникаций хочет собирать в специальный фонд по 10 процентов с каждой проданной в России лицензии на программное обеспечение.

Для управления этим фондом предполагается создать госкомпанию, которая будет финансировать разработку отечественных программ. Тратить средства фонда предполагается только на зарплату программистов, причем компания, которая захочет воспользоваться этими деньгами, должна будет передать государству блок-пакет своих акций.

Ну что же, сейчас продажи программ в нашей стране не облагаются налогом на добавленную стоимость, поэтому введение 10-процентного сбора, который все равно меньше чем 18-процентный НДС, выглядит меньшим из зол. И это прекрасно, что двадцать тысяч русских программистов, а именно столько предполагается задействовать в новом проекте, будут получать гарантированную зарплату от государства.

Но вот чем будут заниматься эти программисты — вопрос куда как более сложный. Эксперты считают, что армия разработчиков должна будет создать несколько категорий программ, перечисляю: операционные системы для настольных компьютеров, серверов и мобильных устройств, пакет офисных приложений, систему управления базами данных, систему проектирования и систему управления предприятием. Причем отдельно оговаривается, что все эти продукты должны быть конкурентоспособны.

Вот и интересно: конкурентоспособны где? На мировом рынке? Но ведь это попросту невозможно. Компания Microsoft разрабатывает программные продукты тридцать лет, и работают в этой компании не 20, а 120 тысяч человек. И теперь мы собираемся догонять их, начиная с нуля.

Можно, конечно, начинать не с нуля. Все, кроме Windows, современные операционные системы, от MacOS до Android, построены на основе разработанной еще в 1969 году системы UNIX, и почему бы нам не создать национальную операционную систему на такой же основе. Так сделали, скажем, в Китае. Но ведь в таком случае мы говорим просто о специальной системе, соответствующей, скажем, национальным требованиям по секретности и открытости. И всё. А речь о конкурентоспособности начинается, например, с поддержки языков тех стран, где система будет должна конкурировать. А языков в мире много, и не все во всех из них пишут слева направо, а в некоторых так и вообще сверху вниз и с помощью иероглифов, которых сотни и для которых необходимо предусмотреть специальную систему ввода. Вот что составляет основу конкурентоспособности современной программы. А на решение подобных задач нужны годы кропотливого труда тысяч людей.

То же самое касается и пакета офисных приложений. В мире существует всего один настоящий офисный пакет — от Microsoft. Есть, конечно, и другие, но им до Microsoft Office приблизительно так же далеко, как и нам. Многие пытались вступать на эту гибельную стезю, но сейчас такие названия как, например, Novell, известны только специалистам. А ведь эта компания на момент вступления в конкуренцию с Microsoft была примерно равна ей по ресурсам и опыту.

Про систему управления базами данных не стоит и говорить. Весь мир, весь Интернет, без преувеличения, работает на одной единственной системе управления базами данных MySQL. И что бы ни создали 20 тысяч русских программистов, весь мир и весь Интернет будут продолжать пользоваться MySQL, потому что она работает на всем, чем угодно, она надежна, проста и бесплатна.

Между тем, в IT-индустрии есть сферы, в которых Россия традиционно сильна. Это антивирусные программы, программы резервного копирования, интернет-сервисы и прикладные системы. Мы экспортируем довольно большие объемы услуг программистов, то, что называется офшорными разработками. Мы, наконец, одна из трех стран планеты, наряду с США и Китаем, которая имеет интернет-компании мирового уровня. Это реальная экономика, она существует и развивается. Вот ее и имело бы смысл поддержать.

Вместо этого с нее хотят удержать 10 процентов.