Замглавы Политехнического музея: школьники могут прийти на необычный урок

Один из крупнейших научно-технических музеев мира — московский Политехнический музей - приглашает в гости. Тринадцатого сентября в его научных лабораториях в Культурном центре "ЗиЛ" пройдет день открытых дверей.

Один из крупнейших научно-технических музеев мира — московский Политехнический музей — приглашает в гости. Тринадцатого сентября в его научных лабораториях в Культурном центре "ЗиЛ" пройдет день открытых дверей.

Подробнее об этом в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заместитель генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе Иван Боганцев.

- Иван, добрый день.

- Добрый день.

- Мы встречаемся с вами в преддверии Дня открытых дверей научных лабораторий. Вот расскажите, какие ждут мероприятия школьников, взрослых, что это будет такое интересное?

- Действительно, да, завтра пройдет День открытых дверей в наших открытых лабораториях. Научные лаборатории — это комплекс лабораторий, где проходят для школьников, для школьных групп в течение дня и вечером занятия кружкового типа. И по выходным, возможно, мы откроем специальные семейные посещения. И у нас есть, если коротко, пять лабораторий – химия, физика, математика, робототехника, биология и автодизайн, шестая даже. И там вы можете провести необычный урок. Если вы школьная группа или если вы просто группа энтузиастов, вы можете заказать урок. Как правило, это, конечно, делают школьные учителя, и можно приехать и получить огромное удовольствие, потому что они обычно хоть и связаны со школьной программой, они, при этом, являются продуктом творчества педагогов, ученых и иногда даже художников, который дает довольно неожиданный результат. Там вот можно вспомнить какие-то уроки, связанные с дрессировкой крыс, которых мы запускаем в специальный такой водный лабиринт, где они плавают и выбирают себе еду. Где мы детям объясняем разницу между инстинктом и натренированным поведением. Есть уроки, например, химии, где вы выплавляете оловянных солдатиков. И День открытых дверей — это просто момент, когда каждый родитель или учитель может прийти и поговорить с преподавателями, решить, интересно ли ему это посещать в рамках или школьных групп, или вечерних посещений. И мы ответим на все вопросы, которые возможны. Лаборатория расположена в культурном центре "Зил". Они будут завтра принимать всех желающих с 12:00 до 17:00. Пожалуйста, приходите.

- Насколько мне известно, вы уже сделали более 100 игровых уроков по разным предметам.

- Да.

- Где черпаете идеи, где находите специалистов, которые мыслят как дети, но знают очень важные и нужные вещи?

- Ну, нужно понимать, что все-таки, чтобы эти помещения, эти пространства работали на благо, так сказать, просвещения, нам нужно привязывать, так или иначе, к школьной программе. Поэтому за основу берутся какие-то предметы и темы школьной программы, а дальше это вопрос воображения, воображения конкретных преподавателей. Где их взять? Ну, их сложно найти, их мы по-одиночке, штучно набираем, да. Есть люди, которые более системно подходят к этому, да? То есть, они действительно берут каждую четверть школьной программы и пытаются сделать какие-то ответвления, найти какие-то интересные ходы. А есть люди, которые просто с нуля начинают, вот как наш биолог Илья Колмановский. Просто придумывают урок на основе, что называется, чистого воображения, а дальше уже мы пытаемся думать, как показать учителю, что ему это важно или родителю, что это интересно. Например, вот сейчас мы задумываем такой то ли урок, то ли кружок, где мы будем брать нескольких животных, маленьких насекомых – жука, муравья. И все мы знаем, что они очень как бы сильные, в относительном плане, и мы будем это тестировать. Мы будем давать им специальные грузики, которые они будут на себе таскать, и смотреть, кто и как такой грузик может утащить. А потом давать ребенку грузик, которые пропорционален соответственно грузу этого, который мы скарабею, скажем, нацепили. И ребенок сразу понимает, во-первых, что такое сила, что есть сила абсолютная, относительная, и что на самом деле муравьи, хотя и маленькие, но на самом деле ужасно сильные.

- Вот вы неоднократно уже в своих интервью говорите о Колмановском. Но есть же и другие люди, которые непосредственно участвуют в процессе придумывания этих замечательных, интересных уроков.

- Да. Это действительно вы меня так умело подловили. Колмановский просто самый известный медийный человек. Но, конечно, вот, например, наш математик Женя Ширяев. Он придумывает не менее необычные уроки, особенно если вы подумаете о том, что математику можно преподавать в лаборатории. Считается, что это такой теоретический предмет. Все, что нужно, это бумага и карандаш. Но в математике своя специфика. Например, мы сейчас будем готовить урок, основанный на стопходящей машине Чебышева. Это объект Политехнического музея, который хранится в Политехническом музее, но, к сожалению, к которому нельзя прикоснуться. Это такая очень сложная деревянная машина, имитирующая ход лошади 19 века. Мы сделаем ее копию, и с помощью нее будем объяснять детям какие-то математические закономерности и законы. И, в общем, возможность в математике работать с коллекцией музея это огромное преимущество, которого, например, в биологии нет. Например, наш преподаватель химии Денис Жилин тоже, на мой взгляд, выдающийся педагог, немножко напоминающий такого архетипичного сумасшедшего ученого, но в то же время с очень большой какой-то энергией именно педагогического характера. Я думаю, что знакомство с ним потрясет любого родителя, любого учителя. Поэтому, я думаю, что у нас довольно ровная команда. И у каждого есть свои сильные стороны. И я надеюсь, что любой ребенок или родитель, или учитель найдет себе какое-то применение.

- Культурный центр "Зил" он находится не в центре Москвы, как Политехнический музей, да, и, наверное, это несколько ограничивает посещаемость данных научных лабораторий. Я знаю, что у вас есть "Научный тягач". Что, по всей Москве вы разъезжаете и все-таки устраиваете некоторые эксперименты?

- Действительно, действительно. Вот если смотреть на научные лаборатории, как на базу, то на основе этой базы можно делать дополнительные проекты. В частности, вот совместно с Департаментом науки города Москвы мы сделали такой проект "Научный тягач", в рамках которого те же самые уроки мы пытаемся сделать мобильными. Мы купили такой старый "Ситроен", на котором ездил еще Фантомас, такой очень живописный. И мы выезжаем в парки, в школы, в детские дома. Это, в основном, конечно, школы из близлежащего округа. Довольно это успешно и симпатично.

- А вот эти занятия, которые проходят не в стандартной форме, они помогают ученикам действительно изучить какие-то части науки? И неужели вот учителя, конечно, это все очень интересно, но нет ли ревности у школьных учителей к вашим научным лабораториям?

- Ну, что значит ревность? Дело в том, что мы рассчитываем на учителей, и мы много общаемся с учителями при подготовке этих уроков. То есть, мы хотим, чтобы эти уроки были им полезны, учителям. Если они полезны учителям, они полезны и детям часто. Конечно, если, вот вы задаете такой вопрос, помогает ли им это постичь науку? Ну, мы не так много работаем с каждым конкретным ребенком, чтобы оказать существенный вклад в это. Но я думаю, тот вклад, который мы вносим, это, прежде всего, зажечь в ребенке какой-то живой интерес по отношению к науке. Потому что часто в школе вам дается очень большая теоретическая какая-то база, которую вы не всегда понимаете, зачем и почему это интересно. И, конечно, наша основная задача, это пробудить в детях любопытство, интерес к науке, желание самостоятельно как-то исследовать ту или иную ее область. И дальше уже задача ложиться на родителей, на учителей, чтобы помочь этому интересу развиваться и углубляться. Конечно, у нас есть вот система кружков, куда ребенок может прийти, записаться, ходить регулярно каждый вторник, например, каждую среду вечером, там, каждую субботу, и изучать что-то более углубленно. Ну, таких там у нас детей, например, 200-300 человек. Ну, пока охват не очень большой. Но, основная, конечно, наша задача состоит в пробуждении любопытства. Я так ее вижу, по крайней мере.

- Вы сказали о том, что возможно появятся семейные дни. Вообще, получать удовольствие вместе с мамой и папой, это замечательно. Вот как скоро это возможно появится.

- Ну, я сказал, что это вопрос систематического подхода. Например, у нас есть семейные занятия по химии. То есть, у нас есть кружок, в который заведомо приходит, например, дедушка с внуком, и они вместе делают какие-то эксперименты. Пока это два кружка, но я надеюсь, в будущем и другие лаборатории откроют их. И в этом году, я думаю, мы будем по воскресеньям делать просто такие Дни открытых дверей чаще. Вот завтра такой большой День открытых дверей, который будет посвящен, прежде всего, знакомству в начале года, и чтобы решить, хотите ли вы записаться или нет. А в течение года, я думаю, мы регулярно будем устраивать такие воскресные открытые занятия, куда можно будет просто прийти действительно всей семьей и позаниматься вместе, потому что это очень увлекательно. Вот у меня у самого есть дочь, и это уникальное такое удовольствие, когда ты вместе с ребенком занимаешься каким-то творчеством или исследованием. И вот я думаю, что если урок правильно построен, то и родители узнают не меньше, чем ребенок.

- Да, в рамках вашего проекта есть еще одно направление, это научные бои. Вот расскажите поподробнее?

- Ну да, действительно, политический музей. Дело в том, что он, конечно, работает, пытается, по крайней мере, работать с разными аудиториями. Научные бои, это проект, который рассчитан на другую аудиторию, немножко постарше. Это серия таких мероприятий, мы ее тоже делаем совместно с Департаментом науки. Мы приглашаем молодых ученых, которые в течение нескольких минут без презентации рассказывают о своих работах. То есть, мы их каким-то образом ограничиваем, а они пытаются рассказать о своем научном исследовании, о своем научном проекте, о диссертации, которую они пишут. И показать, опять показать, что у этого научного исследования полезного и необычного. Потому что, вы знаете, диссертации обычно называются какими-то очень скучными и непонятными длинными словами, которые не всем доступны. Но в действительности за этими непонятными словами находятся очень часто интересные процессы. И мы просим этих молодых ученых рассказывать о нем на пальцах, не использовать слайды, чтобы не утяжелять этот процесс, а показывать на каких-то объектах, которые они приносят с собой. И это часто просто получается очень такое веселое и увлекательное зрелище, на которое мы приглашаем всех желающих. Как правило, вход на научные бои бесплатный. И я надеюсь, осенью мы проведем еще несколько таких событий на разных площадках. Я помню, в гараже планируется одно. Может быть мы в "Пионерии" еще что-нибудь проведем. Поэтому, пожалуйста, приходите, будем рады очень.

- Спасибо большое за интервью.

- Да, пожалуйста, спасибо вам.