Санкции США и ЕС затеяны всерьез и надолго. Реплика Александра Привалова

Санкции США и ЕС против России начались недавно, поэтому многое с ними еще не вполне ясно. По разным вопросам осведомленные люди высказывают самые различные суждения. Уже понятно, что санкции не останутся без последствий для отечественной экономики. Обсуждаются шаги, которые бы их нейтрализовали.

Санкции Соединенных Штатов Америки и Европейского Сообщества против России начались совсем еще недавно, поэтому многое с ними еще не вполне ясно. По разным вопросам осведомленные люди высказывают самые различные суждения. Дошли санкции до пикового уровня – или только разворачиваются? Удастся Штатам и ЕС добиться расширения круга санкционеров – или не удастся? И даже — является ли украинский кризис настоящей причиной антироссийских санкций или только их поводом?

На все эти недоумения в газетах каждого дня непременно найдутся противоположные ответы, предлагаемые с равным апломбом. Однако, имеются и вопросы, по которым спора уже не получается; так, уже понятно, что санкции не останутся без последствий для отечественной экономики. Отсюда активность обсуждений выбора таких шагов, которые бы эти самые последствия нейтрализовали, а при удаче обратили бы из вредных в полезные. Например, обсуждают разные аспекты импортозамещения.

Равным образом, мне кажется странным сомневаться в том, что история с санкциями затеяна всерьез, а потому и надолго. Вспомним знаменитую поправку Джексона-Вэника. Формально говоря, она наказывала СССР за помехи свободному выезду советских евреев в Израиль. Но она продолжала действовать через двадцать лет и после распада СССР, и после исчезновения любых препон отъезду из нашей страны всех желающих – и была отменена только тогда, когда ей на смену подоспел закон о "списке Магнитского". Так будет и теперь. Американцы столько потратили сил на принуждение Европы к санкциям – что ж они, расстанутся с ними быстрее, чем с Джексоном-Вэником? Ох, не верится.

Но это мне не верится. А вот руководители Банка России думают иначе. В только что опубликованных "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 годы" они рассматривают три варианта развития событий, причем базовый – он же "наиболее вероятный" вариант не предусматривает "увеличения масштаба или длительности действующих санкций".

Нет, авторы признают, что негативное влияние санкций на доступ отечественных компаний к внешним финансовым ресурсам "будет иметь пролонгированное действие", но, видать, не очень-то сильно пролонгированное. Поскольку, по этому самому базовому сценарию, уже с конца 2015 года авторы ожидают "постепенного оживления экономической активности".

Ну, а раз санкции ухудшили экономическую обстановку совсем ненадолго и вскоре исчезнут, яко исчезает дым, то авторы "Основных направлений" и не считают нужным из-за такой скоропреходящей досады хоть в чем-то изменять своим убеждениям: давать экономике больше денег или более дешевые деньги, они не намерены. Денежная политика продолжит ужесточаться – лишь бы к 2016 году сбить инфляцию до 4 процентов годовых.

Что сейчас инфляция (в годовом выражении) приближается к 8 процентам; что ее толкают и продолжат толкать вверх удешевление рубля и, опять же, внешние санкции и контрсанкции; что обнулять надежды на экономическое оживление ради мифических в такой обстановке четырех процентов не имеет никакого смысла, авторы документа слышать не хотят. Поэтому все пойдет, как идет: кредит продолжит дорожать, эмиссия продолжит сокращаться.

Сейчас годовой темп прироста денежной массы втрое ниже, чем год назад. И так далее. Иными словами, в надежде на то, что наступающая зима (это я опять про санкции) не продлится более недели, мы не только топить квартиру не начинаем, мы не собираемся даже распахнутые окна позакрывать.

Интересные подробности о том, как основные параметры обсуждаемого документа согласовывались между Минфином, Минэкономики и Центробанком, рассказала на днях газета "Коммерсант". По данным газеты, в спорах о том, не пора ли смягчать денежно-кредитную политику, "сторонники стимулирования экономического роста, например помощник президента Андрей Белоусов, глава Минэкономики Алексей Улюкаев, могли выбирать из довольно широкого набора сценариев и аргументов. В отличие о них Антон Силуанов (Минфин) и Эльвира Набиуллина (Банк России) могли лишь настаивать на необходимости сохранять базовые бюджетные решения 2013 года, поскольку согласие обсуждать другие варианты открывало возможность атаковать позиции ЦБ и Минфина всем заинтересованным лицам".

Видите? Единственный аргумент за то, чтобы и при санкциях "держать и не пущать", состоял в том, что нельзя же позволить, чтобы денежные власти подвергались критике. Мы с вами, конечно, со свечкой не стояли, в точности ли так было дело, не знаем. Но поскольку никто газетного рассказа не опровергает, похоже, что более сильных аргументов в пользу того, чтобы зимой квартиры не топить и окон отнюдь не закрывать, и вправду приведено не было.

Позвольте мне выразить робкую надежду на то, что дискуссия таким странным образом все-таки не окончательно завершится.