Люстрация как предлог для расправы. Реплика Андрея Норкина

"Если Порошенко не опомнится, у нас на Украине будет новый президент и главнокомандующий". Это сказал Дмитрий Ярош, лидер "Правого сектора" (запрещена в РФ). Его сторонники требуют люстрации сотрудников украинского МИД.

Для начала позвольте привести одну цитату: "Если Петр Алексеевич Порошенко не опомнится, у нас на Украине будет новый президент и главнокомандующий. Если кто в это не верит, то пусть напишет письмо Януковичу. Тот подтвердит, что неосуществимо — осуществляется".

Знаете, кто это сказал? Дмитрий Ярош, лидер "Правого сектора" (запрещена в РФ). Накануне его сторонники собрались у здания украинского Министерства иностранных дел с требованием люстрации его сотрудников. К ним сразу же вышел директор департамента информационной политики ведомства Перебейнос, который заверил "правосеков", что "МИД — одно из самых открытых министерств и всегда готов к взаимодействию с представителями общественных организаций".

Спрашивается, почему так нервничают "представители общественной организации" "Правый сектор", да еще и напрямую угрожают президенту страны? Ведь закон о люстрации принят, по оценкам Арсения Яценюка, под его действие попадают около миллиона чиновников разных рангов, да и сам президент Порошенко приветствовал голосование в Раде, назвав его "судьбоносным ".

Мне кажется, что закон о люстрации и сопряженные с угрозами требования его незамедлительного применения со стороны украинских ультраправых – не более чем предлог. Честно говоря, вообще не очень понятно, как будет действовать этот закон? Ведь для Украины миллион управленцев, рискующих потерять свои должности, это непоправимый кадровый урон.

Посмотрите на украинские Вооруженные силы. Не на добровольческие батальоны олигархов, а на регулярную армию. Подавляющее большинство командиров – выдвиженцы снизу, прежний командный костяк давно уже не у дел. Этот процесс начался еще при Януковиче. И каких же военных успехов добилась эта армия? Понесла огромные людские потери, как погибшими и ранеными, так и пленными, и растеряла почти всю боевую технику. А теперь представьте, что управлять украинской экономикой будут столь же умелые новобранцы.

Но у "Правого сектора" (в частности) и у так называемой "партии войны" на Украине обычная логика заменяется на какую-то уникальную. Безумно запутанный закон об особом статусе Донбасса, видимо, отменить уже не получится: европейские партнеры его поддержали и приветствовали, как серьезный шаг к миру. Только мир не нужен. Ни (безусловно) Ярошу, ни (похоже) Яценюку.

Как и президент-капитулянт Порошенко, поддавшийся на давление Путина, или как там они это представляют. Следовательно, нужно использовать другой вариант для очередной смены власти – закон о люстрации и его, якобы, не исполнение. Кстати, если бы Порошенко не обладал президентской неприкосновенностью, его тоже должны были бы подвергнуть люстрации как бывшего министра иностранных дел при президенте Януковиче. Хотя, о какой президентской неприкосновенности можно говорить, применительно к Украине?

И еще один момент, который вызывает у меня беспокойство. Сегодня люстрацию почему-то принято воспринимать чуть ли не как инструмент борьбы с коррупцией. Вот заменим плохих, запятнавших себя чиновников, на новых и честных, и будет нам всем счастье. А ведь это — палка о двух концах. Изначально люстрация – языческий обряд очищения, которое достигалось с помощью принесения жертв. Где гарантия, что самые активные борцы за независимость Украины во главе со все теми же Яценюком и Ярошем не начнут под прикрытием этого закона банальную "охоту на ведьм"? Банальную, но от этого не менее страшную по своим возможным последствиям?

Не потому ли президент Чехии Вацлав Гавел, человек, мягко говоря, пострадавший от коммунистического режима, всеми силами старался наложить вето на продление соответствующего закона, принятого Прагой в 1993 году. Ему этого не удалось.

Но нынешняя Украина – это далеко не Чехия, согласитесь… За доказательствами далеко ходить не надо. Вспомните засунутого в мусорный бак депутата Рады Журавского, которого "Правый сектор" в день голосования по закону о люстрации угрожал сжечь живьем. За медлительность. А ведь Журавский – один из разработчиков этого документа. Вот и получается, что "благими намерениями вымощена дорога в ад".